V. Стратегические инициативы и ключевые меры для решения задач развития водородной энергетики

V. Стратегические инициативы и ключевые меры для решения

задач развития водородной энергетики

29. В состав стратегических инициатив и ключевых мер для решения задач развития водородной энергетики в Российской Федерации входят:

а) создание и развитие водородных промышленных и технологических кластеров и реализация пилотных проектов производства и экспорта низкоуглеродного водорода, а также поддержка применения водородных технологий на внутреннем рынке, в том числе для экономически эффективного снижения углеродного следа продукции экспортно ориентированных промышленных предприятий;

б) создание инфраструктуры и производств промышленной продукции для получения, хранения, транспортировки, применения водорода и энергетических смесей на его основе, а также улавливания, хранения, транспортировки, использования и (или) захоронения углекислого газа;

в) создание научно-технологической инфраструктуры для разработки и внедрения отечественных технологий водородной энергетики - научных центров мирового уровня, инжиниринговых центров, полигонов испытания технологий;

г) производство и внедрение в различные сектора экономики Российской Федерации промышленной продукции для водородной энергетики, в том числе установок производства водорода и энергетических смесей на его основе, электролизеров, систем хранения, сжижения и транспортировки, топливных элементов, газовых турбин, водородных энергетических установок, водородных заправочных станций, водородного транспорта и робототехники;

д) создание консорциумов по производству российского оборудования, материалов и комплектующих для водородной энергетики;

е) реализация механизмов стимулирования и государственной поддержки развития водородной энергетики, в том числе создание нормативно-правовой базы с учетом особенностей нормативно-правового регулирования экспортных рынков, системы стандартизации и сертификации водородной энергетики;

ж) развитие возобновляемых источников энергии и других источников энергии с низким уровнем выбросов углекислого газа в целях создания базовых условий для производства водорода на базе электроэнергии возобновляемых источников энергии и других источников энергии с низким уровнем выбросов углекислого газа в тех регионах, где себестоимость производимого на базе таких источников водорода является конкурентоспособной;

з) развитие международного сотрудничества, в том числе в части совместных промышленных и технологических кластеров, технического регулирования, стандартизации и сертификации в области водородной энергетики;

и) подготовка кадров в области водородной энергетики, в том числе в сфере создания и эксплуатации установок производства, хранения, транспортировки водорода и применения водородных энергоносителей.

30. Региональные (территориальные) водородные кластеры будут способствовать созданию экспортно ориентированного производства водорода и энергетических смесей на его основе, а также обеспечивать их поставки на внутренний рынок Российской Федерации. Водородные кластеры могут формироваться при активном участии центров инженерно-технологических компетенций как основы научно-технологической инфраструктуры кластеров, осуществляющей исследования и разработки, корректировку требований к комплексным системам и их компонентам, проведение испытаний сложных систем и анализ их функционирования на стадии опытно-промышленной эксплуатации. Должны быть созданы как минимум 3 производственных кластера:

Северо-Западный кластер с ориентацией на экспорт в страны Европейского союза и снижение углеродного следа продукции экспортно ориентированных производственных предприятий;

Восточный кластер с ориентацией на экспорт в Азию и развитие водородных инфраструктур в сфере транспорта и энергетики;

Арктический кластер с ориентацией на создание низкоуглеродных систем энергоснабжения территорий Арктической зоны Российской Федерации и (или) экспорт водорода и энергетических смесей на его основе.

Дополнительно может быть создан Южный кластер, который в качестве источника энергии и ресурсов будет базироваться на обеспеченности ресурсами природного газа и потенциалом в области возобновляемых источников энергии и других источников энергии с низким уровнем выбросов углекислого газа регионов юга Российской Федерации, а также их развитой инфраструктуре, в том числе близости к крупным экспортным портам.

Также возможно формирование кластеров по производству и апробации оборудования для производства, хранения, транспортировки и применения водорода и другой промышленной продукции для водородной энергетики.

31. Для разработки и внедрения отечественных технологий водородной энергетики необходимо создание научно-технологической инфраструктуры, объединяющей носителей компетенций в области водородной энергетики. Научно-технологическая инфраструктура будет развиваться как децентрализованная сеть научных центров мирового уровня, инжиниринговых центров и полигонов, ориентированных на формирование опережающего технологического задела и развитие критических компетенций в целях обеспечения технологического и энергетического суверенитета Российской Федерации. Главным направлением деятельности таких центров станет полный цикл разработки технологий от уровня научных исследований до этапа их внедрения в производство (коммерциализация существующих разработок).

32. Одним из направлений работы инжиниринговых центров может стать импортозамещение технологий водородной энергетики в традиционных отраслях отечественной промышленности, в том числе нефтехимической, химической и электроэнергетической. В качестве перспективных отраслей для внедрения отечественных технологий водородной энергетики рассматриваются металлургическая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, робототехника, а также сфера производства материалов и комплектующих для топливных элементов, газовых турбин и водородных энергетических установок на их основе.

33. Для организации производства, экспорта и применения водорода и энергетических смесей на его основе на внутреннем рынке Российской Федерации предусматривается реализация пилотных проектов.

34. В качестве технологий водородной энергетики, разработку которых необходимо организовать в приоритетном порядке и которые должны быть доведены до промышленного внедрения на базе созданной научно-технологической инфраструктуры, выделяются следующие:

а) получение водорода и энергетических смесей на его основе из ископаемого сырья - паровая конверсия метана, автотермический риформинг, парциальное окисление, пиролиз углеводородов, газификация угля и углеродсодержащих материалов, производство водорода на базе атомной энерготехнологической станции, технологии улавливания, хранения, транспортировки и использования углекислого газа;

б) получение водорода методом электролиза воды - щелочные, твердополимерные и твердооксидные электролизеры;

в) транспортировка и хранение водорода и энергетических смесей на его основе - системы хранения и транспортировки компримированного водорода, системы хранения и транспортировки водорода в конденсированном (сжиженном) состоянии, установки компримирования и сжижения водорода, хранение и транспортировка водорода в связанном состоянии в виде аммиака и жидких органических носителей водорода, металлогидриды, трубопроводная транспортировка водорода и метано-водородных смесей. Основным направлением при этом должна стать разработка отечественных технологий крупнотоннажного хранения и транспортировки водорода для организации экспортных поставок;

г) применение водородных энергоносителей - щелочные, твердополимерные и твердооксидные топливные элементы, двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины, водородные энергетические установки для транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного), стационарные и мобильные энергетические установки на топливных элементах, водородные заправочные станции, водородный транспорт, робототехника.

35. Для решения задачи создания локальных (региональных) рынков применения водорода наряду с созданием водородных кластеров предусматриваются:

а) организация производства низкоуглеродного водорода на экспортно ориентированных промышленных предприятиях, использующих водород в процессе производства продукции;

б) создание опытных образцов водородного автомобильного (в первую очередь автобусов и грузовых автомобилей) и железнодорожного транспорта с последующей реализацией пилотных проектов применения водородного транспорта в крупных городах в целях снижения экологической нагрузки;

в) создание необходимой инфраструктуры для водородного транспорта (заправочные станции);

г) создание опытных полигонов производства и применения водорода в качестве накопителя энергии в локальных энергосистемах с его последующим использованием для генерации электроэнергии;

д) реализация пилотных проектов по использованию водорода в жилищно-коммунальном хозяйстве при условии подтверждения их безопасности и экономической эффективности.

36. Для стимулирования инвестиций в развитие водородной энергетики предполагается в первую очередь использовать меры государственной поддержки, в том числе меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области промышленной политики (специальные инвестиционные контракты), о защите и поощрении капиталовложений и иными законодательными актами Российской Федерации, в том числе меры по возмещению части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции, и возмещению части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий. Для применения мер государственной поддержки к проектам водородной энергетики предусматривается внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты (при необходимости).

37. В рамках стимулирования научных исследований и конструкторских разработок в области водородной энергетики предполагается использовать меры государственной поддержки, в том числе компенсацию части затрат на указанные научные исследования, применение повышающего коэффициента к расходам на указанные научные исследования, уменьшающим налогооблагаемую прибыль организаций, гранты на разработку водородных технологий, формирование целевых фондов из бюджетных и внебюджетных источников. Вместе с тем необходимо предусмотреть разработку исследовательских программ (в том числе в формате комплексных научно-технологических программ, научно-технологических проектов полного жизненного цикла) и их фокусировку на преодолении технологических ограничений (барьеров), сдерживающих развитие водородной энергетики.

38. В целях стимулирования производства промышленной продукции для водородной энергетики предполагается как использование действующих мер государственной поддержки, в том числе компенсации части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства, ускоренной амортизации, кредитования ключевых инвестиционных проектов под льготную кредитную ставку из Фонда развития промышленности, компенсации части затрат на транспортировку продукции, механизмов поддержки кластеров, индустриальных парков и промышленных технопарков, федерального софинансирования расходов субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий, так и создание новых механизмов государственной поддержки.

39. Для стимулирования создания инфраструктуры водородной энергетики предполагается использование механизмов государственно-частного партнерства, государственного финансирования и софинансирования инфраструктурных проектов, в том числе в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также использование средств бюджетов субъектов Российской Федерации для поддержки инфраструктурных проектов.

40. Росту спроса и развитию потребления водородных энергоносителей, а также технологий их применения на внутреннем рынке будут способствовать:

а) поэтапное внедрение механизмов государственного регулирования выбросов углекислого газа в части реализации добровольных климатических проектов, валидации проектов и верификации выбросов и поглощений углекислого газа;

б) разработка инструментов поддержки реализации проектов по снижению выбросов углекислого газа, увеличению потребления водорода и применения энергоносителей, товаров и услуг с низким углеродным следом;

в) разработка предложений, направленных на субсидирование проектов водородной энергетики в целях обеспечения конкурентоспособности водорода относительно традиционных энергоносителей.

41. Создание необходимой нормативно-правовой базы и документов по стандартизации в области водородной энергетики должно быть организовано по следующим основным направлениям:

а) совершенствование системы стандартизации и сертификации водорода и разработка методик оценки жизненного цикла с учетом различных способов производства, хранения, транспортировки и применения водорода;

б) разработка актов в сфере технического регулирования и документов по стандартизации, устанавливающих требования в области водородной энергетики, их гармонизация и унификация в части приведения во взаимное соответствие системы технических стандартов, норм и сводов правил, а также обеспечение их гармонизации с международными требованиями;

в) внесение изменений в акты Евразийского экономического союза, в том числе установление новых кодов товарной номенклатуры для водородных топлив, а также для оборудования водородной энергетики;

г) устранение регуляторных барьеров, сдерживающих применение транспортных средств на водороде, путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

42. Развитию международного сотрудничества в области водородной энергетики будет содействовать реализация следующих мер:

а) организация двустороннего сотрудничества с перспективными импортерами водорода в целях реализации совместных пилотных проектов поставок водорода;

б) обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях по водородной энергетике и на международных площадках для целей обсуждения перспективной повестки и поиска новых возможностей в области водородной энергетики;

в) организация сотрудничества с зарубежными странами и организациями по вопросам стандартизации и сертификации, в том числе разработки унифицированной системы нормативного регулирования водородной энергетики, международных стандартов и правил, продвижение концепции "технологической нейтральности" и недискриминационного подхода к низкоуглеродному водороду, произведенному из ископаемых топлив и с использованием электроэнергии атомных электростанций;

г) организация мероприятий, связанных с водородной энергетикой и международным сотрудничеством в этой области, в рамках проводимых в Российской Федерации национальных и международных деловых и научных конференций, посвященных топливно-энергетическому комплексу, вопросам климата и охраны окружающей среды;

д) формирование в зарубежных странах репутации Российской Федерации как поставщика экологичного водорода, в том числе произведенного с низкими удельными выбросами углекислого газа;

е) заключение экспортных контрактов на поставку промышленной продукции и компонентов для водородной энергетики с зарубежными партнерами;

ж) встраивание в кооперационные и технологические цепочки в части производства оборудования для производства, хранения, транспортировки и применения водорода.

43. Для развития кадрового потенциала необходимо:

а) провести анализ имеющихся ограничений и перспектив кадрового обеспечения внедрения существующих и перспективных технологий в области водородной энергетики в интересах создаваемых водородных кластеров, инжиниринговых центров и планируемых к реализации пилотных проектов по производству, экспорту и применению водорода на внутреннем рынке и с учетом ключевых задач профессиональной деятельности требуемых специалистов;

б) сформировать на среднесрочную перспективу план по устранению выявленных дефицитов и ограничений кадрового обеспечения водородной энергетики;

в) обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в деятельности создаваемых водородных кластеров, инжиниринговых центров и реализации пилотных проектов с целью непрерывного внедрения требуемых компетенций в основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы;

г) организовать в необходимом объеме дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и профессиональную переподготовку) специалистов организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в области водородной энергетики, с целью обеспечения их квалификационного соответствия новым задачам профессиональной деятельности.