Утверждено

приказом МЧС России от

от 07.09.2020 N 657

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОДСЕТИ МЧС РОССИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ

И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок функционирования федеральной подсети МЧС России сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - СНЛК МЧС России) в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей радиационного, химического и биологического (далее - РХБ) характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) РХБ характера.

2. Опасности РХБ характера - это возможность возникновения обстоятельств, при которых радиоактивные, химические (боевые отравляющие, аварийно химически опасные) вещества, патогенные биологические агенты или иные опасные вещества и (или) их сочетание могут привести (приведут) к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, значительным материальным потерям и (или) нарушению условий жизнедеятельности людей.

3. Федеральная подсеть СНЛК МЧС России представляет собой совокупность действующих специализированных подразделений и служб МЧС России, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации (далее - учреждения СНЛК), и является составной частью сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

4. Учреждения СНЛК МЧС России - это подразделения научных и иных организаций МЧС России, осуществляющих проведение лабораторных исследований и анализов окружающей среды, а также подразделения РХБ защиты спасательных воинских формирований, специализированных пожарно-спасательных частей, региональных поисково-спасательных отрядов, нештатные посты РХБ наблюдения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им подразделений, которые в мирное время (в соответствии с возложенными на них задачами) осуществляют функции по контролю за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации.

5. Основными задачами федеральной подсети СНЛК МЧС России являются:

а) наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее - окружающая среда), экспресс-индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека и животных, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей;

б) организация и проведение РХБ разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.

6. Основными функциями федеральной подсети СНЛК МЧС России являются:

а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием РХБ обстановки;

б) установление методами экспресс-индикации наличия в окружающей среде патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека и животных;

в) отбор и доставка проб в специализированные лаборатории для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;

г) выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в условиях опасностей РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

7. Функционирование федеральной подсети СНЛК МЧС России на территории Российской Федерации начинается с введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

8. В случае отсутствия угрозы возникновения опасностей РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, федеральная подсеть СНЛК МЧС России функционирует в следующих режимах:

а) повседневная деятельность - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;

б) повышенная готовность - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;

в) чрезвычайная ситуация - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора.

9. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная РХБ обстановка) функционирование федеральной подсети СНЛК МЧС России осуществляется в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом, и в соответствии с уставами, ведомственными положениями, регламентами и инструкциями.

10. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении ЧС РХБ характера и угрозе военных конфликтов) на основании данных оценки РХБ обстановки в зоне возможной ЧС учреждения СНЛК МЧС России выполняют следующие мероприятия:

а) оповещение и сбор личного состава специализированных подразделений и служб МЧС России, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой;

б) перевод их на усиленный режим работы;

в) проверка готовности к убытию в зону возможных ЧС РХБ характера;

г) приведение в готовность к выходу и применению автомобильной, спасательной, специальной и другой техники. Подготовка оборудования, снаряжения, имущества, а также средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания - в соответствии с утвержденными расчетами или особыми распоряжениями;

д) организация взаимодействия с оперативными группами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациями по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения ЧС РХБ характера и порядке их действий;

е) организация работы оперативных штабов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (центров поддержки принятия решений) на базе органов управления учреждений СНЛК МЧС России;

ж) уточнение мероприятий, касающихся порядка действий (взаимодействия) учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в зависимости от параметров складывающейся РХБ обстановки;

з) осуществление непрерывного сбора и оценки данных РХБ обстановки в зоне возможной ЧС;

и) уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению;

к) возвращение в места (пункты) постоянной дислокации учреждений СНЛК МЧС России, находящихся на учениях (занятиях);

л) уточнение состава группировки сил и средств, определение способов ее выдвижения в зону возможных ЧС (в районы погрузки) с проведением соответствующих расчетов на совершение марша;

м) принятие оперативных мер по предупреждению возникновения ЧС РХБ характера, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

11. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение ЧС РХБ характера в мирное время, применение противником современных средств поражения при военных конфликтах) при подтверждении информации о возникновении ЧС РХБ характера учреждениями СНЛК МЧС России выполняются следующие мероприятия повышенной готовности, если они не были выполнены ранее и дополнительно:

а) организуется взаимодействие с оперативными группами учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в зависимости от их территориальной принадлежности по вопросам достоверного и качественного прогноза развития ЧС РХБ характера;

б) выдвигается группировка сил и средств учреждений СНЛК МЧС России в зону ЧС РХБ характера;

в) выполняются работы по непрерывной разведке, оценке и анализу развития РХБ обстановки, всестороннему обеспечению действий учреждений СНЛК МЧС России, а также выработке предложений по локализации и ликвидации последствий ЧС РХБ характера;

г) определяется характер и масштабы возможного заражения, направление распространения и размеры зоны заражения, возможный характер поражающего действия на население, способы обеззараживания;

д) обозначаются границы зон заражения;

е) при невозможности качественной идентификации РХБ поражающего фактора проводится отбор с последующим направлением в специализированные лаборатории;

ж) осуществляется непрерывный сбор, анализ и обмен информацией о РХБ обстановке в зоне ЧС и о ходе работ по ее ликвидации.

12. Координация деятельности и методическое руководство учреждениями СНЛК МЧС России осуществляется:

а) на федеральном уровне - Департаментом гражданской обороны и защиты населения;

б) на региональном уровне - главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

13. Передача информации об обнаружении признаков угрозы возникновения ЧС РХБ характера осуществляется немедленно, и далее с периодичностью не более 1 часа в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи:

а) органами управления учреждений СНЛК МЧС России - в Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" и Департамент гражданской обороны и защиты населения;

б) Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" - в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".

14. Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде) радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, а также отравляющих веществ и биологических средств; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей и животных; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК МЧС России в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях".

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 1 часа (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

15. Взаимодействие и координация деятельности учреждений СНЛК осуществляется с использованием существующих каналов связи по вопросам прогнозирования, наблюдения, оценки РХБ обстановки, взаимообмена оперативной информацией, порядка совместных действий при возникновении (угрозе возникновения) ЧС РХБ характера.

16. Департамент гражданской обороны и защиты населения при координации деятельности и методическом руководстве федеральной подсетью СНЛК МЧС России обеспечивает:

а) разработку и утверждение организационно-методических рекомендаций по организации деятельности СНЛК для федеральных органов исполнительной власти и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с отражением в них вопросов внедрения единых стандартов обмена информацией, порядка проведения тренировок с учреждениями СНЛК совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ);

б) сбор и обработку информации о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера, а также обмен такой информацией между учреждениями СНЛК МЧС России (через Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях");

в) информирование населения об угрозах РХБ характера (через Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях");

г) контроль за участием организаций и учреждений СНЛК в учениях и тренировках, проводимых главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

17. Учреждения СНЛК МЧС России обеспечивают функционирование своих подразделений в пределах установленной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций.

18. Материально-техническое, метрологическое и другие виды обеспечения федеральной подсети СНЛК МЧС России осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

19. Обучение руководящего состава федеральной подсети СНЛК МЧС России осуществляется на базе ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

20. Отчеты о работе и состоянии учреждений СНЛК МЧС России представляются в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны.

21. Приведение в готовность учреждений федеральной подсети СНЛК МЧС России осуществляется по соответствующим планам.

22. Готовность учреждений федеральной подсети СНЛК МЧС России к выполнению возложенных на них задач обеспечивается Департаментом гражданской обороны и защиты населения, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), организациями и учреждениями МЧС России, спасательными воинскими формированиями, главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации путем плановой подготовки (обучения) и переподготовки специалистов в мирное время, оснащения необходимым оборудованием, приборами и методиками и проверяется в ходе учений (тренировок) с силами и средствами учреждений СНЛК МЧС России.

За готовность учреждений СНЛК МЧС России, профессиональную подготовку сотрудников несут ответственность руководители учреждений СНЛК МЧС России.

23. При планировании учений (тренировок) в соответствии с Комплексным планом основных мероприятий МЧС России на год предусматривается включение в них мероприятий по отработке вопросов выявления и оценки РХБ обстановки силами учреждений СНЛК МЧС России ведения РХБ разведки в зоне ЧС, в том числе оценки состояния объекта, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определения границ зоны ЧС и их обозначения, в совокупности с вопросами проведения работ по эвакуации пострадавших из зоны ЧС, а также организации оказания первой помощи и медицинского сопровождения личного состава, участвующего в проведении работ по ликвидации ЧС РХБ характера.