3. Иные споры с участием регистрирующих органов
3.1. Формулируя вывод о необоснованности требований о признании незаконными действий, выразившихся в установлении ограничений в отношении заявителя в связи с причастностью к обществу, в отношении которого в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица, суды исходили из того, что каких-либо действий со стороны инспекций, которыми были бы установлены ограничительные меры в отношении заявителя, не совершалось. Ограничительные меры, которые в данном случае представляют собой возможный (предполагаемый) отказ в государственной регистрации в течение трех лет с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений в отношении адреса общества, последовали в силу закона (подпункт "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") и являются следствием внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в отношении адреса общества.
По делу N А40-170552/2019 Ч.М.В. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции, к инспекции о признании незаконными действий, выразившихся в установлении ограничений в отношении Ч.М.В. в связи с причастностью к обществу, в отношении которого в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2020 года по делу N А19-15015/2020, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Ч.М.В. обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 16.10.2009; юридическим адресом общества согласно ЕГРЮЛ является: 664544, Иркутская область, Иркутский район, село Никольск, торговый центр.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 апреля 2012 года по делу N А19-625/2012 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства; конкурсным управляющим утвержден З.Р.В.
30.10.2019 межрайонной инспекцией проведен осмотр объекта недвижимости и установлено отсутствие общества по указанному адресу его государственной регистрации.
13.11.2019 регистрирующий орган уведомил общество, его участника Ч.М.В. и конкурсного управляющего общества З.Р.В. о необходимости представления в срок до 16.12.2019 достоверных сведений об адресе юридического лица.
06.12.2019 в регистрирующий от конкурсного управляющего общества поступило заявление по форме N Р14001, содержащее сведения об изменении адреса общества, указанные в выписке из ЕГРЮЛ, с адреса: Иркутская область, Иркутский район, село Никольск, торговый центр, на адрес, являющийся местом регистрации (местом жительства) конкурсного управляющего общества.
Поскольку представленное конкурсным управляющим общества З.Р.В. на государственную регистрацию заявление по форме N Р14001 содержало сведения об изменении места нахождения общества, влекущее за собой смену муниципального образования, а именно: Иркутская область, Иркутский район, с. Никольск, Торговый центр (Никольское муниципальное образование) на адрес: Иркутская область, Иркутский район, территория 26 км Байкальского тракта, д. 46 (Ушаковское муниципальное образование), что противоречит положениям пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), регистрирующим органом было принято решение от 17.12.2019 N 33940А об отказе в государственной регистрации названных изменений.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2020 года по делу N А19-1844/2020 в удовлетворении требований конкурсного управляющего общества З.Р.В. о признании недействительным решения от 17.12.2019 N 33940А отказано.
Регистрирующим органом 18.12.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2193850752038 о недостоверности сведений в отношении адреса общества.
В связи с внесением в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе общества информация на сайте Федеральной налоговой службы (сервис "Прозрачный бизнес") в отношении Ч.М.В. отражена как о лице, подпадающем под условия, предусмотренные подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ внесены изменения в Закон N 129-ФЗ, согласно которым в пункт 1 статьи 23 данного Закона введен подпункт "ф", содержащий новое основание для отказа в государственной регистрации сведений в ЕГРЮЛ об участнике юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени юридического лица.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 307-ЭС18-14705 разъяснено, что абзацем четвертым подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, по сути, введен временный запрет на участие в управлении юридическими лицами для тех граждан, которые прежде проявили недобросовестность, уклонившись от совершения необходимых действий по представлению достоверных сведений о контролируемых ими организациях.
Поскольку Ч.М.В. является единственным участником общества, в отношении которого 18.12.2019 внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности адреса юридического лица, он является лицом, подпадающим под условия, предусмотренные подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. При этом наличие условий, предусмотренных указанным подпунктом, не является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации.
Каких-либо действий со стороны инспекций, которыми были бы установлены ограничительные меры в отношении Ч.М.В., судами не установлено.
Ограничительные меры, которые в данном случае представляют собой возможный (предполагаемый) отказ в государственной регистрации в течение трех лет с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений в отношении адреса общества (18.12.2019), последовали в силу закона (подпункт "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ) и являются следствием внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в отношении адреса общества.
С учетом приведенных выше норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
3.2. По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к выводу об отсутствии оснований для исключения общества из ЕГРЮЛ, так как факт недостоверности в ЕГРЮЛ сведений о физическом лице как об участнике общества регистрирующим не доказан. Делая вывод о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в отношении участника общества физического лица, регистрирующий орган не располагал какими-либо конкретными данными о недостоверности таких сведений.
По делу N А19-4004/2020 Г.А.Н., В.С.З., М.И.В. обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к инспекции о признании незаконным решения об исключении из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общества.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2021 года, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанными судебными актами, Б.А.С. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их законности в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа посчитал обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 27.10.2010 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации общества.
В качестве участников общества указаны: Г.А.Н., В.С.З., М.И.В., Б.А.С.
При проведении проверки содержащихся в ЕГРЮЛ сведений регистрирующим органом установлено, что В.С.З. является участником и/или руководителем в значительном количестве юридических лиц, зарегистрированных в различных субъектах Российской Федерации, расположенных на значительном удалении (г. Москва, Нижегородская область, Томская область, Иркутская область, Амурская область), что может свидетельствовать о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении В.С.З. как о действительном, а не номинальном участнике общества, то есть таком участнике, который формально входит в высший орган управления обществом, но при этом фактического управления обществом не осуществляет, передоверив его другим лицам. При этом протоколы общих собраний участников общества от 10.11.2018 и 03.12.2018 подписывались от имени В.С.З. представителем по доверенности.
Регистрирующий орган 29.05.2018 направил по адресу общества и учредителей уведомление о необходимости представить в регистрирующий орган подтверждение о достоверности сведений о В.С.З. в срок до 29.06.2018.
Указанное уведомление было получено только М.И.В.
02.07.2018 в связи с непоступлением сведений в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в отношении участника общества В.С.З.
29.04.2019 регистрирующим органом принято решение N 2453 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ (запись за N 2193850265563 от 30.04.2019).
16.08.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суды установили, что на протяжении длительного времени общество значилось в ЕГРЮЛ в качестве действующего юридического лица и фактически осуществляло деятельность.
У регистрирующего органа отсутствовали основания для исключения общества из ЕГРЮЛ, так как факт недостоверности в ЕГРЮЛ сведений о В.С.З. как участнике об участнике общества инспекцией не доказан.
Факт соблюдения регистрирующим органом процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ сам по себе не свидетельствует о правомерности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Судом установлено, что сведения о В.С.З. как участнике общества подтверждены представленными доказательствами, следовательно, факт недостоверности сведений, послуживший основанием для исключения общества из ЕГРЮЛ, отсутствует.
Согласно протоколу общего собрания участников общества от 03.12.2018 в данном общем собрании принимали участие М.И.В., Б.А.С. (лично) и В.С.З., Г.А.Н. (через представителя). Участие в управлении юридическим лицом через представителей действующим законодательством также не запрещено.
Делая вывод о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в отношении участника общества В.С.З., регистрирующий орган не располагал какими-либо конкретными данными о недостоверности таких сведений.
Судами также обоснованно учтено, что фактически в обществе имеет место корпоративный конфликт между В.С.З., Г.А.Н., М.И.В. и Б.А.С., связанный с поставкой музыкального оборудования в адрес общества и иском В.С.З., Г.А.Н. к директору Б.А.С. о взыскании убытков в рамках дела N А19-6247/2019.
Таким образом, оспариваемое решение инспекции является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы участников общества на участие в управлении юридическим лицом.
3.3. Поскольку повторная процедура исключения из ЕГРЮЛ общества, как недействующего юридического лица, инициирована регистрирующим органом до истечения двенадцатимесячного срока со дня прекращения предыдущей процедуры, Верховный суд Российской Федерации отменил судебные акты нижестоящих инстанций и признал незаконным исключение общества из ЕГРЮЛ.
По делу N N А40-58641/2020 акционерное общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения инспекции от 10.12.2018 N 191315 и действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) записи от 28.03.2019 N 9197746382539 о прекращении деятельности общества; о признании недействительной указанной записи и обязании инспекции восстановить нарушенные права заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.12.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебными актами, принятыми судами всех трех инстанций, заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой.
Судебная коллегия пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Основания и порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) по решению регистрирующего органа предусмотрены статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона N 129-ФЗ).
Как следует из материалов дела судебными актами судов Республики Казахстан, впоследствии признанными арбитражным судом Российской Федерации и подлежащими исполнению, обращено взыскание на 99,9997% доли в уставном капитале общества, принадлежавших должнику акционерного общества - Товариществу.
Постановлением судебного пристава исполнителя от 16.11.2015 взыскателю - акционерному обществу "- передано имущество должника - 99,9997% доли в уставном капитале общества.
В ЕГРЮЛ сведения об акционерном обществе, как об участнике общества, не внесены.
Регистрирующий орган, получив из ИФНС справку от 27.11.2018 N 15157-С в отношении общества об отсутствии движения средств по счетам или открытых счетов, а также справку от 27.11.2018 N 15157-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, принял 10.12.2018 решение N 191315 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица - общества. Соответствующая запись внесена 12.12.2018 в ЕГРЮЛ.
Сведения о предстоящем исключении общества были опубликованы 12.12.2018 в Вестнике государственной регистрации часть 2 N 49 (714) от 12.12.2018/135.
Инспекция 28.03.2019 внесла в реестр запись за ГРН 9197746382539 в отношении общества о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Отказывая в удовлетворении заявления акционерного общества, суд первой инстанции, с которым впоследствии согласились суды апелляционной инстанции и округа, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, исходил из того, что инспекцией соблюдены требования указанного закона; мотивированное заявление относительно исключения общества из реестра в установленном порядке в регистрирующий орган не было направлено; действия регистрирующего органа соответствуют требованиям закона и не нарушают права заявителя.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Из приведенных выше положений пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ следует запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/представления в установленном пунктом 3 этой статьи порядке заявления кредитора. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 той же статьи до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
Согласно материалам дела, до принятия регистрирующим органом обжалуемого в настоящем деле решения и совершения оспариваемых действий, инспекцией принималось решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ в административном порядке (от 17.11.2017 N 146768). На основании поданных акционерным обществом возражений процедура исключения общества из реестра не была завершена (19.02.2018).
Таким образом, повторная процедура исключения из ЕГРЮЛ общества, как недействующего юридического лица, инициирована регистрирующим органом до истечения двенадцатимесячного срока со дня прекращения предыдущей процедуры: 10.12.2018 инспекцией принимается решение N 191315, а в марте 2019 вносится в реестр запись за ГРН 9197746382539.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но ими неправильно применены нормы права, Судебная коллегия считает, что в соответствии с частью 1 статьи 291.11, пунктом 5 части 1 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления акционерного общества.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей