На первом (подготовительном) этапе работы проводится выявление потенциальных источников комплектования архива с учетом его территориального расположения (для архивов субъектов Российской Федерации) и профиля деятельности:
- в ходе работы с организациями - источниками комплектования архива путем выявления граждан, обладающих документами, которые могут быть отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации;
- на основе мониторинга сообщений в средствах массовой информации (о проводимых публичных мероприятиях, значимых событиях, интересных людях и др.);
- с использованием информации интернет-ресурсов;
- через имеющихся фондообразователей, среди их коллег и друзей;
- путем анкетирования пользователей архивов;
- через личные контакты работников архива;
- путем непосредственного общения с гражданами при проведении выставок, научно-практических конференций и других информационных мероприятий, которые проводит архив.
Популяризация деятельности архива способствует привлечению потенциальных фондосдатчиков. Она осуществляется:
- посредством проведения организованных акций и общественных мероприятий (встреч, выставок и др.);
- путем выступлений представителей архива в средствах массовой информации;
- посредством размещения соответствующей информации на сайтах архивов;
- при взаимодействии с поисковыми группами, общественными организациями, творческими союзами и др.
Интерес в качестве потенциальных фондосдатчиков могут представлять:
- писатели, деятели культуры и искусства, представители творческих профессий;
- фотографы-документалисты, занимающиеся профессиональной фотосъемкой архитектурных и природных объектов, общественно-политических, культурных акций и мероприятий, известных людей;
- общественно-политические, общественно-экономические деятели;
- известные представители средств массовой информации;
- выдающиеся спортсмены и тренеры;
- ветераны войн и труженики тыла, участники военных конфликтов;
- участники ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- заслуженные врачи и учителя;
- руководители знаковых для отрасли или для региона предприятий;
- герои труда, ветераны труда;
- другие лица, в том числе не имеющие выдающихся заслуг:
- наследники (потомки) выдающихся людей;
- лица, имеющие иные родственные и дружеские связи с выдающимися людьми;
- участники и очевидцы выдающихся событий в жизни общества, государства, отдельного региона;
- представители профессиональных династий;
- рядовые граждане - типичные представители той или иной социальной группы, народности, профессии и др.
Установление взаимосвязи с потенциальными фондосдатчиками рекомендуется осуществлять путем предоставления представителями архива контактных сведений и разъяснения цели предлагаемого сотрудничества:
- по месту работы граждан (в органах исполнительной власти, организациях культуры, науки, образования, здравоохранения и др., общественно-политических организациях, творческих организациях и союзах; спортивных организациях и др.) или в соответствующих вышестоящих органах;
- в органах социальной защиты населения, ведущих учет граждан, имеющих особые заслуги и льготы;
- в профессиональных объединениях, союзах;
- в военкоматах, ветеранских организациях и клубах, поисковых отрядах;
- в органах средств массовой информации.
Контактные данные потенциальных фондосдатчиков можно выяснять:
- в справочниках и справочных службах;
- в других открытых источниках.
После установления необходимых контактов архив проводит переговоры с гражданином, целью которых является оценка полноты и ценности имеющихся у гражданина документов, приглашение к сотрудничеству и подготовка соответствующих обоснований целесообразности сотрудничества, которые излагаются в дальнейшем в информационной справке. Для обеспечения успеха переговоров следует предварительно ознакомиться с биографией гражданина, составить примерное представление о его характере. Рекомендуется изучить необходимые справочники, монографии, публикации в периодической печати.
Переговоры проводятся по телефону, в рамках личных встреч, в ходе переписки.
В самом начале взаимодействия рекомендуется направить инициативное письмо со стороны архива с предложением о сотрудничестве. В письме следует предоставить сведения об архиве, объяснить причины, по каким архив заинтересован в сотрудничестве с гражданином. Ответ может быть принят как в письменной, так и в устной форме. Как правило, до окончательного решения вопроса требуется еще ряд разъяснений и консультаций со стороны архива.
При работе представителей архива с гражданами необходим гибкий подход, чувство такта, умение вести переговоры и убеждать. Следует, по мере возможности, получить дополнительные сведения о гражданине, роде его занятий, взглядах и об имеющихся документах, убедиться в целесообразности дальнейшего сотрудничества. Гражданину нужно объяснить основные задачи работы государственных и муниципальных архивов, правила организации архивного хранения, оговорить возможности ограничения доступа исследователей к документам личного фонда (коллекции). Для гражданина можно организовать экскурсию в архив с посещением архивохранилищ. Важно подчеркнуть преимущества хранения документов в архиве, значимость формирования Архивного фонда Российской Федерации и престиж роли фондообразователя. Среди аргументов, помогающих наладить сотрудничество, могут быть следующие:
- гарантия архивом физической сохранности документов, их государственного учета и научного описания;
- проведение, при необходимости, реставрации архивных документов;
- обеспечение всестороннего использования документов в архиве (наличие в архиве читального зала, возможность проведения выставок, телепередач, встреч с общественностью и др.);
- взаимодействие по вопросам авторского права: архив будет оповещать пользователей о действии авторского права на содержащиеся в документах произведения и предупреждать об ответственности за возможные нарушения.
На предварительном этапе следует оговаривать и условия приема документов, которые позже будут зафиксированы в договоре. Необходимо разъяснить, что документы Архивного фонда Российской Федерации, переданные по договору дарения или купли-продажи, включенные в учетные документы государственных и муниципальных архивов, не подлежат возврату фондосдатчику.
Рекомендуется вести учет работы с потенциальными фондосдатчиками в форме картотеки в бумажном или электронном виде (в виде базы данных) (см. также п. 1.4 Методических рекомендаций).
Инициатива передачи на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы документов личного происхождения может исходить непосредственно от фондодержателей. В таких случаях архив принимает решение о целесообразности приема документов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей