I. Оценка реализации государственной политики по развитию конкуренции
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены 5 национальных целей развития Российской Федерации:
сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
возможности для самореализации и развития талантов;
комфортная и безопасная среда для жизни;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
Достижение указанных национальных целей является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров до защиты прав граждан и региональной политики.
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для конкуренции хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
21 декабря 2017 г. принят Указ Президента Российской Федерации N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (далее - Указ N 618). Основной целью Указа N 618 является укрепление национальной экономики, повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен.
Таким образом, решение задач по развитию конкуренции является одним из элементов обеспечения достижения национальных целей.
Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденный Указом N 618, ориентирован на достижение целей и задач по развитию конкуренции в наиболее значимых отраслях экономики.
5 апреля 2018 г. состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране.
Основные подходы к реализации проконкурентной политики в регионах Российской Федерации закреплены в стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р.
Вопросы развития конкуренции стали неотъемлемой частью региональной экономической политики, во всех субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются "дорожные карты" по содействию развитию конкуренции на товарных рынках, нацеленные на достижение ключевых показателей, установленных на региональном уровне.
На сегодняшний день в результате реализации действующих стратегических документов и поручений в Российской Федерации созданы правовые и организационные основы развития конкуренции.
Положительную роль в развитии конкуренции сыграли государственные программы и планы развития конкуренции, которые были реализованы в период до 2018 года, в частности:
Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)";
Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р;
план мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.
Определенные результаты были достигнуты в результате реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом N 618, планом мероприятий ("дорожной картой") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.
Таким образом, удалось обеспечить присутствие во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, не менее трех хозяйствующих субъектов, из которых не менее чем один относится к частному бизнесу.
Данный ключевой показатель отражает количественное изменение состояния конкуренции на товарных рынках и при этом создает основу для перехода к решению новых задач, связанных уже с качественными изменениями.
Количество зафиксированных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2020 году снизилось в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Среди мероприятий, реализованных в рамках исполнения Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, в качестве наиболее значимых с точки зрения экономического эффекта и положительного влияния на экономику Российской Федерации можно отметить следующие:
принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции", направленный на запрет осуществления унитарными предприятиями деятельности на конкурентных рынках и снижение доли государственного сектора в экономике;
на территории Российской Федерации отменен национальный и внутрисетевой роуминг;
приняты правила недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи и в сфере теплоснабжения;
расширены масштабы биржевой торговли наличными товарами (нефть, нефтепродукты, природный газ, лес, сахар, зерно и др.) и производными финансовыми инструментами, в агропромышленном комплексе повысилась товарность основных видов сельскохозяйственной продукции, расширилась география поставок товаров, реализуемых на биржевых торгах;
в рамках усиления борьбы с картелями и иными антиконкурентными соглашениями состоялась 18-я сессия Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД, по итогам которой был одобрен текст Руководящих принципов и процедур международного сотрудничества в соответствии с Секцией F Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой;
ограничена возможность региональных органов исполнительной власти принимать решения об установлении индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги выше предельных уровней;
внедрен принцип ценового (тарифного) регулирования, стимулирующий организации к сокращению издержек;
введен метод предельного ценообразования на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи;
в сфере газоснабжения обеспечен переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ.
Реализация указанных мероприятий способствовала достижению целей и задач, определенных в Указе N 618, в том числе таких как:
развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием. В частности, количество унитарных предприятий уменьшилось на 31,8 процента за 2018 - 2020 годы;
повышение удовлетворенности потребителей, в том числе за счет снижения цен. В результате отмены внутрисетевого роуминга экономия для потребителей составила порядка 6 млрд. рублей и одновременно возрос объем данных услуг связи;
обеспечение равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий. В частности, в результате принятия правил недискриминационного доступа в сфере теплоснабжения созданы условия для преодоления барьеров, таких как избыточные требования документов, необоснованный отказ в предоставлении услуги, долгое ожидание, отсутствие гарантии результата и прочее в процессе доступа потребителей к услугам.
Однако не все меры, предусмотренные программами, оказались достаточными для эффективного развития конкуренции.
В начале текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Анализ глобальных экономических процессов позволяет сделать выводы о значительном изменении традиционных подходов и системы экономических отношений. Одним из главных факторов мирового экономического роста на современном этапе стали цифровые преобразования.
Структурные сдвиги в экономике происходят все стремительнее. Происходящие изменения настолько значительны, что могут быть охарактеризованы как крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста экономики.
Еще одним вызовом как для российской экономики, так и для мировой экономики в целом стало распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Многие страны мира предприняли превентивные меры: закрыли границы, прекратили авиасообщение, ввели режимы самоизоляции и карантина.
Факторами, сдерживающими развитие конкуренции, продолжают оставаться следующие:
высокая доля государственного сектора в экономике;
монополизация рынков и их олигопольный характер;
недостаточная доля малых и средних предприятий в структуре экономики Российской Федерации;
сохраняющиеся ограничения доступа к инфраструктуре.
Каждый из вышеприведенных факторов непосредственным образом влияет на устойчивость экономического "иммунитета" Российской Федерации к текущей ситуации и развивающемуся в настоящее время глобальному экономическому кризису.
Решение задач по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции, позволяющих противостоять глобальным экономическим вызовам, возможно только при условии преодоления внутренних ограничений, сдерживающих экономический рост.
На следующем этапе реализации государственной политики по развитию конкуренции необходимы качественные системные, институциональные и организационные изменения, а также дальнейшие шаги по развитию конкуренции в отраслях национальной экономики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей