<Информация> Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД ФС РФ "О допустимости передачи регионального государственного (надзора) в сфере социального обслуживания государственным и муниципальным учреждениям"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО ФЕДЕРАТИВНОМУ УСТРОЙСТВУ И ВОПРОСАМ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

О ДОПУСТИМОСТИ

ПЕРЕДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (НАДЗОРА) В СФЕРЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

И МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (пункт 91 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. При этом Федеральный закон N 248-ФЗ допускает возложение на государственные или муниципальные учреждения осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 248-ФЗ). Вместе с тем, подпункт 2 части 1 статья 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) устанавливает специальное положение в области контроля в сфере социального обслуживания, указывая в числе уполномоченных на его проведение только орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, действующий в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не предусматривая возможности передачи данных полномочий государственным или муниципальным учреждениям.

Представляется, что положения Федерального закона N 248-ФЗ и Федерального закона N 442-ФЗ следует рассматривать как конкуренцию норм общего (lex generalis) и специального законодательства (lex specialis) соответственно, и в силу сложившегося в праве принципа приоритета специальной нормы над общей (lex specialis derogat lex generalis), в данном случае, применяются нормы Федерального закона N 442-ФЗ, следовательно, передача регионального государственного (надзора) в сфере социального обслуживания государственным и муниципальным учреждениям законодательством не предусмотрена.

Более того, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания "наряду" с уполномоченным органом исполнительной власти, государственным учреждением, подведомственным данному органу исполнительной власти, также противоречит положениям пункта 1 части 3 статьи 29.2 Федерального закона N 184-ФЗ и пункта 1 части 2.2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливающих, что при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора).

Таким образом, передача регионального государственного (надзора) в сфере социального обслуживания государственным и муниципальным учреждения, а равно дублирование контрольных функций вышеуказанными учреждениями в соответствии с нормами федерального законодательства не предусматривается.