I. Выравнивание условий ведения бизнеса российских и иностранных (глобальных) компаний и общесистемные меры поддержки отрасли информационных технологий

1.

Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих установление порядка налогообложения доходов иностранных компаний, получаемых в результате взаимодействия с российскими гражданами и использования данных о них, с учетом подходов, обсуждаемых на площадке ОЭСР

доклад в Правительство Российской Федерации, федеральный закон (при необходимости)

выравнивание в Российской Федерации условий для ведения деятельности, в том числе рекламной, отечественных и зарубежных интернет-компаний;

рост налоговых поступлений в бюджет

ноябрь 2021 г.

Минфин России,

Минцифры России,

ФНС России

2.

Разработка нормативных правовых актов, устанавливающих требования по преимущественному использованию отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов (далее - ПАК), в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, на объектах критической информационной инфраструктуры (далее - КИИ), включая процедуру и сроки импортозамещения

проект Указа Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации

обеспечение технологической независимости КИИ;

преимущественное использование российского программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования

сентябрь 2021 г.

Минцифры России,

ФСТЭК России,

ФСБ России,

Минпромторг России

3.

Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях установления:

- ограничений на приобретение отдельными видами юридических лиц иностранного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также услуг по их технической поддержке, в случае наличия аналогов в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции;

- процедуры согласования закупки иностранного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, услуг по их технической поддержке, а также ответственности органов власти и отдельных видов юридических лиц за ее нарушение

федеральный закон (при необходимости), постановление Правительства Российской Федерации

повышение спроса на отечественное программное обеспечение и ПАК, в том числе компьютерное и телекоммуникационное оборудования;

обеспечение ускоренного импортозамещения;

обеспечение технологической независимости и безопасности за счет использования российских аналогов иностранного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования

декабрь 2021 г.

Минцифры России,

Минфин России,

Минпромторг России

4.

Проведение мониторинга исполнения утвержденных директив представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием (далее - госкомпании), а также программ цифровой трансформации госкомпаний, предусматривающих переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения

доклад в Правительство Российской Федерации

обеспечение ускоренного импортозамещения программного обеспечения и электронной продукции в госкомпаниях;

достижение к 2024 году 70-процентой доли расходов на отечественные ИТ-решения от общих расходов госкомпаний на ИТ

ежегодно, начиная с апреля 2022 г.

Минцифры России

5.

Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих установление повышенного коэффициента 3 для нормы амортизации приобретаемых отечественных ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в единый реестр российской радиоэлектронной продукции

федеральный закон

стимулирование внедрения отечественных ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, за счет снижения суммы налога на прибыль;

обеспечение роста спроса со стороны организаций на отечественные ПАК, в том числе компьютерное и телекоммуникационное оборудование

ноябрь 2021 г.

Минфин России,

Минцифры России,

ФНС России,

Минпромторг России

6.

Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих включение расходов на внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, представленных в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, в инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

федеральный закон,

законы субъектов Российской Федерации

стимулирование приобретения отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, снижение издержек компаний на внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования

ноябрь 2021 г.

Минфин России,

Минцифры России,

ФНС России,

Минэкономразвития России,

Минпромторг России

7.

Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих в целях налогообложения прибыли учет расходов на приобретение и внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в сфере искусственного интеллекта (далее - ИИ), представленных в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, с применением повышающего коэффициента 1,5

федеральный закон

стимулирование приобретения отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в сфере ИИ;

снижение издержек компаний на внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в сфере ИИ

ноябрь 2021 г.

Минфин России,

Минцифры России,

ФНС России, Минэкономразвития России,

Минпромторг России

8

Обеспечение софинансирования разработки и внедрения российского программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, за счет:

- актуализации перечня приоритетных направлений государственной поддержки проектов по разработке и внедрению российского программного обеспечения и ПАК в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", в том числе в области информационной безопасности;

- уточнения правил конкурсных отборов на получение государственной поддержки в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с целью софинансирования расходов ведущих ИТ-компаний на новые перспективные разработки и их внедрение;

- льготное кредитование внедрения российского программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования

протокол заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, постановления Правительства Российской Федерации

стимулирование новых перспективных разработок и снижение издержек при их внедрении;

увеличение объемов продаж российских решений за счет хорошей репутации внедрений;

обеспечение к 2024 году запуска более 1000 стартапов по созданию (внедрению) ИТ-решений

ежегодно, начиная с сентября 2021 г.

Минцифры России,

Минпромторг России,

Минэкономразвития России

9.

Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях:

- создания центров тестирования для оценки совместимости российского программного обеспечения с отечественными радиоэлектронной продукцией (далее - РЭП) и телекоммуникационным оборудованием, переход к модели аккредитованных центров;

- обеспечение тестирования российского программного обеспечения на предмет совместимости с РЭП при включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также сведений о РЭП в единый реестр российской радиоэлектронной продукции

федеральный закон (при необходимости), постановление Правительства Российской Федерации

обеспечение совместимости российского программного обеспечения с отечественными радиоэлектронной продукцией и телекоммуникационным оборудованием;

оптимизация процедур получения статуса российского программного обеспечения и российской РЭП

март 2022 г.

Минцифры России,

Минпромторг России,

ФСБ России,

Банк России

10.

Создание условий для беспрепятственного использования действующих мер налогового стимулирования и поддержки ИТ-отрасли

разъяснения Минфина России,

ФНС России

снижение административной нагрузки на ИТ-компании

сентябрь 2021 г., далее при необходимости

Минфин России,

ФНС России,

Минцифры России,

Минэкономразвития России,

ассоциации ИТ-отрасли

11.

Создание института ИТ-омбудсмена по защите прав ИТ-компаний в целях выявления системных проблем в секторе ИТ, а также работы по жалобам и обращениям отдельных предпринимателей

нормативные правовые акты

повышение уровня удовлетворенности ИТ-компаний условиями ведения бизнеса в Российской Федерации;

сокращение оттока ИТ-компаний из российской юрисдикции

декабрь 2021 г.

Минцифры России,

Минэкономразвития России,

ассоциации ИТ-отрасли

12.

Создание рабочей группы по вопросам взаимодействия ИТ-предпринимательства с органами государственной власти при президиуме Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также профильных ИТ-объединений в целях формирования в Российской Федерации экспертной доверенной среды в сфере информационных технологий

протокол президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

повышение доверия бизнеса к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации;

создание института независимой оценки цифровых проектов (их целесообразности, исполнения и эффективности)

сентябрь 2021 г.

Минцифры России,

Минпромторг России,

МВД России,

Минюст России,

ФСБ России,

Минфин России,

ФАС России,

Следственный комитет Российской Федерации,

Роскомнадзор,

Банк России,

ассоциации ИТ-отрасли

13.

Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих:

- наделение присяжных заседателей правом рассматривать экономические дела в сфере ИТ;

- уточнение порядка применения мер пресечения "запрет определенных действий" и "заключение под стражу" при рассмотрении уголовных дел в отношении ИТ-предпринимателей;

- освобождение ИТ-предпринимателей от уголовной ответственности в случае выплаты штрафа и ущерба

доклад в Правительство Российской Федерации

повышение уровня удовлетворенности ИТ-компаний условиями ведения бизнеса в Российской Федерации;

февраль 2022 г.

Минцифры России,

МВД России, Минюст России,

Генпрокуратура России,

Следственный комитет Российской Федерации,

ассоциации ИТ-отрасли

сокращение оттока ИТ-компаний из российской юрисдикции

14.

Внесение изменений в федеральный проект "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с целью включения результатов, предусматривающих:

- разработку и запуск программы стимулирования участия отечественных ИТ-компаний (разработчиков) в международных open-source альянсах;

- создание российской open-source платформы

федеральный проект

обеспечение к 2024 году увеличения объема контрибуции отечественных ИТ-компаний (разработчиков) в open-source альянсах до 10% с сохранением доступа к ключевым решениям, обеспечивающим возможность повторного использования алгоритмов и решений, в том числе разработанных по заказу государственных органов;

создание новых российских доверенных ИТ-решений на основе открытого программного обеспечения (open-source);

снижение издержек заказчиков российского программного обеспечения, при соблюдении коммерческих интересов поставщиков программного обеспечения

октябрь 2021 г.

Минцифры России

15.

Проведение мониторинга конкурентоспособности российской юрисдикции в области ИТ, в том числе в области валютного регулирования и валютного контроля, с учетом реализации мер, предусмотренных в рамках Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике

доклад в Правительство Российской Федерации

формирование предложений по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в ИТ-сфере в Российской Федерации, в том числе за счет сокращения издержек ИТ-компаний по результатам оптимизации валютного регулирования и валютного контроля;

облегчение ведения экспортной деятельности;

повышение привлекательности российской юрисдикции для ИТ-компаний в сравнении с благоприятными для сферы ИТ юрисдикциями (Сингапур, Ирландия, Финляндия, США, Кипр, Эстония, Республика Беларусь и другие)

ежегодно, начиная с апреля 2022 г.

Минцифры России,

Банк России (при участии),

Минфин России,

ФНС России,

Минэкономразвития России,

ФАС России

16.

Обеспечение предоставления Минцифры России разъяснений по:

- процедурам включения организаций в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ;

- процедурам включения программного обеспечения в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

- процедурам предварительной установки российских программ на отдельные виды технически сложных товаров

постановление Правительства Российской Федерации,

разъяснения Минцифры России

повышение эффективности предоставления государственных услуг по аккредитации ИТ-компаний и включению программного обеспечения в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

повышение эффективности регулирования сферы ИТ

сентябрь 2021 г., далее при необходимости

Минцифры России

17.

Создание условий для привлечения и релокации (возврата) ИТ-специалистов и компаний, осуществляющих деятельность в области ИТ, в Российскую Федерацию, в том числе:

упрощение для ИТ-специалистов процедур получения вида на жительства, льготная ипотека, льготное кредитование и иные меры поддержки

федеральный закон (при необходимости), федеральный проект,

постановление Правительства Российской Федерации, правовой акт (акты) федеральных органов исполнительной власти (при необходимости)

обеспечение опережающего развития ИТ-отрасли увеличение числа занятых в сфере ИТ;

повышение конкурентоспособности отечественных ИТ-решений;

создание упрощенного режима для перевода бизнеса и персонала из иностранной в российскую юрисдикцию

март 2022 г.

Минцифры России,

Минфин России,

МВД России,

Минэкономразвития России,

Минтруд России,

ФТС России,

ФСБ России, ассоциации ИТ-отрасли и заинтересованные организации

18.

Внесение изменений в федеральный проект "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с целью включения результатов, предусматривающих:

- обеспечение экспортной акселерации и компенсации затрат на проведение международных (в том числе обучающих) мероприятий в сфере информационных технологий;

- создание реестра отечественных экспортных цифровых решений по модели единого "маркетплейса";

- организацию тематических бизнес-миссий для российских компаний, осуществляющих детальность в области ИТ;

- субсидирование (и (или) льготное кредитование) пилотных внедрений российского программного обеспечения, в том числе класса ERP/CRM/BI, на зарубежных предприятиях, а также реализацию мероприятий по продвижению указанных решений по результатам успешно проведенного пилотного внедрения;

- создание механизма, в том числе финансового, по обеспечению защиты прав и интересов российских ИТ-экспортеров за рубежом

федеральный проект,

постановление Правительства Российской Федерации

повышение узнаваемости российских решений, возможность их гибкой адаптации и доставки информации о них до возможных потребителей;

увеличение объемов продаж российских решений за счет хорошей репутации первых внедрений на зарубежных предприятиях;

создание экосистемы финансовой поддержки и гарантий для покупателей российских ИТ-решений;

обеспечение юридической и финансовой поддержки российских ИТ-компаний при продвижении на зарубежных рынках отечественных ИТ-продуктов;

рост продаж российского программного обеспечения на зарубежных рынках посредством запуска единой цифровой платформы для продажи решений "в один клик"

октябрь 2021 г.

Минцифры России,

Минэкономразвития России,

Минпромторг России,

МИД России,

Минфин России,

АО "Российский экспортный центр",

РФРИТ,

ФКУ "Гостех"

19.

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания системы "цифрового резиденства" для иностранных компаний и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ИТ, без необходимости физического присутствия в Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

рост продаж российского программного обеспечения на зарубежных рынках;

обеспечение поддержки российских ИТ-компаний при продвижении на зарубежных рынках отечественных ИТ-продуктов

ноябрь 2021 г.

Минцифры России,

ФНС России,

ФТС России,

ФСБ России,

Банк России

20.

Уточнение полномочий торговых представительств в целях создания службы "цифровых атташе" в перспективных странах для развития российского экспорта информационных технологий, в том числе обеспечения поддержки российских ИТ-компаний, выходящих на зарубежные рынки, а также для стимулирования иностранных ИТ-компаний переходить в российскую юрисдикцию

постановление Правительства Российской Федерации

наделение торговых представительств полномочиями по выполнению функций и задач по развитию российского экспорта информационных технологий, а также установление соответствующих ключевых показателей эффективности их деятельности;

обеспечение поддержки российских компаний в продвижении на зарубежных рынках отечественных ИТ-продуктов с минимизацией необходимости командирования сотрудников и организации переговоров с их стороны;

обеспечение взаимодействия Российской Федерации и крупнейших международных ИТ-компаний в рамках глобальной "цифровой" повестки

декабрь 2021 г.

Минпромторг России,

Минцифры России,

Минэкономразвития России,

АО "Российский экспортный центр", РФРИТ

КонсультантПлюс: примечание.

О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ см. Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83.