Документ применяется с 1 января 2023 года.

1.5 Классификация заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)

Изучение патологии развития речи у детей является междисциплинарной областью, которой занимаются врачи-неврологи, врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи, медицинские психологи (нейро- и патопсихологи).

Американская ассоциация речи и слуха и предлагает следующую классификацию нарушений рецептивной и экспрессивной речи:

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Таблица N 4, а не Таблица N 2.

Табл. 2 Расстройства речи у детей, связанные с рецептивными или экспрессивными коммуникативными проблемами

Таблица N 4.

Причины (триггеры)

Расстройства рецептивной речи

Расстройства экспрессивной речи

Психосоциальные проблемы, насилие, унижение, оскорбление ребенка

Неразговорчивые, меньше сформированы разговорные навыки, высказывания короче, чем у сверстников; редко выдвигают идеи или обсуждают чувства;

Расстройство аутистического спектра

Трудности анализа, интеграции и переработки информации; неправильное толкование социальных сигналов/знаков

Вариативность речевой продукции от функционально-невербальной или эхолалической речи до почти нормальной речи; использование речи в социальных ситуациях является более сложной задачей, чем использование языковых форм (артикуляция звуков речи, использование синтаксиса); склонность использовать словесные сценарии (штампы); трудности подбора правильного слова по его значению;

часто механистическая просодика речи

Травма головного мозга

Сложность установления связей, умозаключений и использования информации для решения проблем; проблемы внимания и памяти, которые влияют на языковую переработку; проблемы в понимании образного языка (метафор и др.) и многозначности слов

Трудность монологической и диалогической речи (рассказ, диалог)

Церебральный паралич

Звуковая дискриминация речи, обработка информации и внимание могут быть проблемными областями; понимание языка зависит от когнитивного статуса

Дизартрическая речь - более медленная скорость, с более короткими фразами или длительными паузами; артикуляция часто неточна при искаженном производстве гласных; качество голоса может быть хриплым или резким, гиперназальным с низким или монотонным тоном; речевая апраксия - замены звуков по близости артикуляции, отсутствие автоматизированной речевой артикуляции, медленный темп речи, без беглости; на развитие языка влияет постановка дыхания и когнитивный статус ребенка

Подверженность наркотикам и алкоголю во внутриутробном периоде

Трудность в понимании речи на слух, особенно абстрактных понятий, многозначных слов и слов, обозначающих время и пространство

Меньше вокализации в младенчестве, плохое использование жестов и задержки в развитии устной речи; слабый поиск слов, короткие предложения и менее развитые разговорные навыки

Расстройства беглости речи

Трудности в скорости и ритме речи; фальстарты; повторы звуков, слогов и слов; может сопровождаться нетипичным поведением (например, гримасы, покачивание головы)

Нарушение слуха

Сложности восприятия и дифференцировки звука, распознавание голоса и понимания обращенной речи, особенно при затрудняющих восприятие условиях

Произнесение звуков происходит до 6 месяцев; ограниченный точность артикулирования звуков зависит от степени потери слуха; при устном общении часто усилен вокальный резонанс, страдает точность произнесения речевого звука и синтаксическая структура речи

Интеллектуальная недостаточность

Понимание языка часто ниже когнитивных способностей; трудности с организацией и категоризацией информации, услышанной для последующего поиска; сложность с абстрактными понятиями; Трудность интерпретации информации, представленной в аудитории

Продукция часто ниже нормативных показателей когнитивных способностей; более медленный путь развития, чем у сверстников; тенденция использовать более незрелые языковые формы; тенденция производить более короткие и менее продуманные высказывания

Специфические нарушения речи

Более медленная и менее эффективная обработка речевой информации; ограниченная способность понимать язык

Короткие, не сложные предложения, чем у типичных сверстников; трудности в использовании правил в употреблении слов и построении предложений, неэффективное использование языковых форм в социальном контексте, иногда приводящее к неуместным высказываниям; плохо развитая лексика

В DSM-5 есть попытка строить главы на основе отражения эволюции расстройств в течение жизни. Заболевания, обычно впервые диагностируемые в детстве и относящиеся к нарушениям развития ЦНС, и в частности, специфические расстройства речи и школьных навыков, находятся в начале систематики и объединены в диагностическую категорию "нарушения нейроразвития". Данная группа сформирована из диагностических категорий на основании представлений об их общих нейробиологических особенностях. Речевые расстройства вошли в новую категорию "расстройства социальной коммуникации", где часть синдромов совпадает с "расстройствами аутистического спектра".

Расстройства, связанные с нарушениями нейроразвития, в DSM-5:

1. Интеллектуальная недостаточность

2. Расстройства коммуникации:

- Расстройство речи

- Расстройство речевой артикуляции (трудности со звукопроизношением, затрудняющие устное общение)

- Заикание (расстройство владения речью, начинающееся в детском возрасте)

- Социальное (прагматичное) расстройство коммуникации

3. Расстройства спектра аутизма

4. Расстройство внимания и гиперкинетическое расстройство

5. Специфические расстройства обучения

6. Двигательные нарушения:

- Расстройство развития координации движений

- Стереотипное двигательное расстройство

- Тикозное расстройство.

В России в клинико-педагогической классификации [18], учитываются, какие компоненты речи нарушены, в какой степени и служит основой для направления детей в логопедические группы соответствующего типа:

1. ФН (фонетические нарушения) - нарушение произношения одного звука, одной группы звуков или нескольких групп звуков.

2. ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) - нарушение произношения одного звука, одной группы звуков или нескольких групп звуков, а также недоразвитие фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия).

3. ОНР (общее недоразвитие речи) - системное недоразвитие речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. В зависимости от степени тяжести ОНР соответствует I, II, III, IV уровням речевого развития (Филичева Т.Б. и др., 2011).

Уровни речевого развития ребенка (ОНР):

ОНР 1 уровня - нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка.

ОНР 2 уровня - присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, не сформировано звукопроизношение, нарушение слоговой структуры слова. Отставание в формировании экспрессивной грамматики.

ОНР 3 уровня - отставание грамматического и фонематического развития речи: неустойчивое произношение звуков, замена звуков на близкие по звучанию (ш-с, т-д и т.п.). Экспрессивная речь довольно активна, доступно построение простых фраз, при этом есть трудности в формировании сложных фраз.

ОНР 4 уровня - характеризуется невнятной речью, с нечеткой артикуляцией, нарушением звукопроизношения, единичными грамматическими ошибками и словообразования. Присутствует критичность к речи, формирование грамматического строя приближено к возрастной норме. Эти нарушения задерживают овладение навыками чтения и письма.

В психолого-педагогической классификации аналогом понятию "специфические нарушения развития речи" соответствует понятие алалия [33].

Классификация алалии.

Наиболее частой используемой в практике является простая классификация, где выделяют 3 формы алалий.

00000001.png

Экспрессивная (моторная) алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Импрессивная (сенсорная) алалия - речевое нарушение центрального генеза, проявляющееся в неспособности ребенка понимать обращенную речь вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора.

Сенсомоторная алалия - возникает при поражении речедвигательного и речеслухового анализатора в центральном отделе коры ГМ. Наблюдается нарушение в экспрессивной и импрессивной речи. Данный вид нарушений нуждается в дифференциальной диагностике с расстройствами аутистического спектра. Детей с СМА чаще всего путают с аутистами. Данная классификация не позволяет определить уровень речевого развития ребенка и оценивать динамику развития речи в процессе медико-психолого-педагогического сопровождения. Для этого рекомендуется использовать понятие "уровня речевого развития".