Документ применяется с 1 января 2023 года.

3.1. Оценка пассивного словаря

3.1. Оценка пассивного словаря.

Предложите родителям заполнить опросник "Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты", подсчитайте количество слов в графе "Понимает".

В таблицах 1 и 2 в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в горизонтальной строке "Возраст". Найдите наиболее близкое к полученному количество слов в одной из вертикальных граф, отражающих процентили от 5 до 99-й, и проанализируйте пассивный лексикон ребенка. Медиана (50-я процентиль) для девочек в 12 мес. - 103 слова. Показатели выше медианы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития; показатели ниже медианы - о более низком уровне, но отнюдь не об отставании. Границей нормы лексического развития в США принято считать 10-ю процентиль, в России - 15-ю. Значит, если годовалая девочка понимает 32 (или меньше) слов, можно начать беспокоиться, если 20 - есть отставание, если 12 - задержка лексического развития. Для девочек 17 мес. медианой является понимание 236 слов, основанием для беспокойства - понимание только 141 слова, отставанием - 111 слов, задержкой - 68. У мальчиков медиана в возрасте одного года почти та же, что и у девочек (106 слов), но в группу "беспокойства" и группу риска попадают мальчики с лучшим пассивным лексиконом, чем девочки этого же возраста (понимают 42 слова - 15-я процентиль; 32 слова - 10-я процентиль; 15 слов - 5-я). У мальчиков 17 мес. нормой является понимание 224 слов, основанием для беспокойства - понимание 137 слов, некоторым отставанием - 114 слов, задержкой - 84. Как видим, понимание речи в раннем возрасте у мальчиков и девочек примерно одинаково, а в группе риска оказываются девочки с более низкими показателями, чем мальчики. На приведенных графиках (рис. 1, 2) наглядно представлены данные по основным процентилям.

Таблица 1. Оценки процентилей для понимаемых слов (девочки)

Возраст (мес.)

%-ль

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

99

168

197

227

255

281

303

322

338

351

360

95

158

185

213

240

265

288

308

325

340

351

90

118

144

171

199

227

253

278

300

318

334

85

103

125

149

175

201

227

252

276

296

314

80

87

106

128

153

178

205

231

256

278

299

75

80

98

118

141

165

191

216

241

265

286

70

71

88

108

130

154

179

206

231

256

279

65

57

72

90

111

135

161

188

216

243

268

60

51

65

81

101

123

148

175

202

229

255

55

43

56

71

89

111

135

162

190

218

245

50

39

51

65

83

103

127

153

180

209

236

45

35

46

59

76

96

118

144

172

201

229

40

26

36

48

63

83

106

133

163

195

227

35

25

33

44

58

76

97

121

149

179

210

30

21

29

38

51

67

87

110

137

167

198

25

17

23

31

41

55

73

94

119

148

179

20

12

17

23

32

44

59

79

103

132

163

15

8

11

16

22

32

44

61

83

110

141

10

4

6

9

14

20

29

42

59

82

111

5

3

4

6

8

12

17

25

35

49

68

Таблица 2. Оценки процентилей для понимаемых слов (мальчики)

Возраст (мес.)

%-ль

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

99

136

160

186

211

237

260

282

302

319

333

95

125

148

171

196

220

244

267

287

305

321

90

103

123

145

169

194

219

243

266

286

305

85

92

111

132

155

180

205

229

253

274

294

80

79

96

116

139

163

188

213

238

261

282

75

73

90

109

130

153

177

202

227

251

273

70

66

81

99

119

141

164

189

214

238

261

65

60

74

91

109

130

153

178

202

227

250

60

56

69

85

103

123

145

169

193

218

242

55

53

65

79

96

115

136

159

183

207

231

50

46

57

71

87

106

127

150

174

199

224

45

40

51

64

79

97

118

141

166

191

217

40

32

41

53

68

85

106

130

156

184

212

35

27

35

46

59

75

94

116

141

168

196

30

22

29

38

50

64

82

104

128

155

184

25

18

24

32

42

55

71

91

114

141

170

20

15

20

27

36

48

62

80

101

126

153

15

13

18

24

32

42

54

70

89

112

137

10

10

13

18

24

32

42

55

72

91

114

5

3

5

7

11

15

22

31

44

61

84

Рис. 1. Оценки процентилей для понимаемых слов (девочки)

00000014.png

00000015.png

Рис. 2. Оценки процентилей для понимаемых слов (мальчики)