Документ применяется с 1 января 2023 года.

2.1 Жалобы и анамнез

Родителями предъявляются разнообразные жалобы в отношении качества речи у ребенка:

- отсутствие речи,

- задержку речевого развития,

- выраженное нарушение звукопрозношения ("каша во рту"): перестановки звуков/слогов в слове, упрощение слова,

- бедный словарный запас,

- аграмматизмы (ошибки в окончаниях, согласовании слов в роде/падеже/времени, ошибки в использовании предлогов, непонимание простых и сложных предложений (См. Приложение А3.5).

Целью сбора анамнеза является получение данных о:

- наследственной отягощенности психическими заболеваниями;

- данные акушерско-гинекологического анамнеза матери, состояния ее здоровья до беременности и в период беременности (наличие сердечно-сосудистых, эндокринных заболеваний и др.), сведения о патогенных биологических воздействиях в периоде внутриутробного и перинатального развития пациента, перенесенных заболеваниях и экзогенных вредностей в постнатальном периоде;

- перенесенных экзогенных вредностях, особенностях реагирования на стрессовые ситуации, психических травмах;

- об особенностях протекания возрастных кризов;

- о раннем психомоторном развитии пациента, особенностях формирования моторики, речи, коммуникативных функций, эмоционального реагирования в различных ситуациях, поведении дома, в организованных детских коллективах;

- об особенностях психического состояния и поведения пациента в различные периоды развития, навыках самообслуживания, уровне социальной адаптации (способности устанавливать и поддерживать продуктивный контакт с окружающими людьми, строить свое поведение с учетом существующих морально-этических и культурных традиций);

- особенностях динамики заболевания (характере течения заболевания);

- аккуратности выполнения родителями и близкими родственниками больного реабилитационных рекомендаций;

- переносимости проводимой лекарственной терапии;

- соматическом и неврологическом статусе.

Клинический осмотр врача-психиатра рекомендуется в раннем детском, младшем, среднем и подростковом возрастах с целью выявления основных симптомов СРРР при подозрении на наличие речевых расстройств [64].

Уровень достоверности доказательств - 5.

Уровень убедительности доказательств - C.

Комментарии: Для понимания клинической картины необходимо на приеме собрать информацию о семье, в которой живет ребенок, особенностях характера родителей, методах воспитания. Данные о течении беременности, особенностях родов, раннем психомоторном развитии, особенностях речевого онтогенеза. Они являются основополагающими в понимании механизмов болезненных процессов.

Активные жалобы родителей могут быть более скудными, чем действительные проблемы в речи у ребенка, которые зависят от уровня речевого развития ребенка и уровня понимания обращенной речи.

При описании психического статуса пациента оцениваются:

- поведение ребенка;

- особенности коммуникации: жестовой, вербальной;

- уровень знаний об окружающем мире, окружающего ребенка социума, индивидуальное социальное поведение;

- особенности эмоционально-волевой сферы;

- особенности развития крупной и тонкой моторики;

- соответствие развития когнитивных способностей возрастным нормативам;

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приложение Г1 - ГN, а не Приложение 4.

- уровень речевого развития в соответствии с возрастными нормативами (см. Приложение 4)

- сопутствующие психические и психоневрологические расстройства, имеющиеся на момент обследования;

- отметить особенности родительско-детских взаимоотношений, тип воспитания, личностные особенности родителей.