Документ применяется с 1 января 2023 года.

4. Диагностика лексического развития детей от 18 до 36 мес.

4.1. Оценка активного словаря. Предложите родителям заполнить опросник "Тест речевого и коммуникативного развития ребенка: слова и предложения", подсчитайте количество слов в графе "Говорит". В таблицах 5 и 6 (см. ниже) в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в горизонтальной строке "Возраст". Найдите наиболее близкое к полученному количество слов в одной из вертикальных граф, отражающих процентили от 5 до 99-й, и проанализируйте активный словарь ребенка. Например, норма - если девочка в возрасте полутора лет произносит 75 слов, а мальчик - 34. Показатели выше медианы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития, а показатели ниже медианы в пределах 20-й процентили - о более низком уровне развития, однако в "коридоре" нормы. Если же девочка в 18 мес. произносит 13 слов, а мальчик - 5, следует обеспокоиться. Отсутствие 9 слов у девочек и 3 у мальчиков является отставанием, 4 у девочек и 2 у мальчиков - значительной задержкой. В 24 мес. медиана у девочек - 252 слова, у мальчиков - 155; в 30 мес. - 505 и 427; в 36 мес. - 642 и 623 соответственно.

Таблица 5. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)

Возраст (мес.)

%-ль

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

99

354

410

463

511

551

585

611

632

648

660

668

675

680

683

686

687

689

690

690

95

299

355

410

462

509

549

582

609

630

646

658

667

674

679

682

685

687

688

689

90

248

295

343

392

439

483

522

555

584

607

626

641

653

662

669

675

679

682

685

85

196

237

283

330

379

426

470

510

545

575

600

620

636

649

659

667

673

677

681

80

167

204

247

292

340

388

435

478

517

551

580

603

623

638

651

660

668

673

678

75

151

185

224

266

311

357

403

447

488

524

556

583

605

624

639

650

660

667

673

70

132

163

198

237

279

324

370

414

457

496

531

561

587

608

626

640

651

660

667

65

116

144

176

212

251

294

339

383

427

468

505

538

567

591

612

628

642

653

661

60

102

127

156

189

226

267

311

355

399

442

481

517

549

576

599

618

633

646

656

55

90

112

138

168

202

240

282

325

369

412

453

491

525

555

581

603

621

635

647

50

75

94

117

144

176

212

252

295

339

384

427

468

505

538

567

591

612

628

642

45

59

75

94

118

147

180

218

259

304

350

396

440

481

518

550

578

601

620

636

40

47

60

76

96

120

149

182

219

261

305

351

396

440

481

518

550

578

601

620

35

34

44

57

73

93

117

146

181

219

262

308

355

402

447

489

526

558

585

608

30

27

35

45

58

75

95

121

150

185

225

269

315

363

410

455

496

532

563

590

25

22

29

37

49

63

80

102

129

160

197

238

283

330

378

425

468

508

543

573

20

16

21

28

37

48

62

81

103

130

163

201

244

290

338

387

434

478

518

552

15

13

17

22

29

37

48

61

78

100

125

156

191

231

274

321

368

414

458

493

10

9

12

15

20

26

34

44

57

74

94

119

149

184

224

268

315

363

411

455

5

4

6

8

10

13

18

24

31

41

54

70

91

116

147

184

226

272

321

372

Таблица 6. Оценки процентилей для произносимых слов (мальчики)

Возраст(мес)

%-ль

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

99

328

384

438

487

531

567

597

621

635

653

663

671

677

681

684

686

688

689

690

95

292

343

393

441

486

526

560

588

612

630

645

656

665

672

677

681

683

686

687

90

225

268

314

361

407

451

492

528

560

586

608

626

641

652

661

668

674

678

681

85

162

199

240

285

333

380

427

471

510

545

574

599

619

635

648

658

666

672

677

80

135

167

204

246

290

337

384

430

472

511

545

574

599

618

635

647

658

665

672

75

113

141

174

213

255

300

348

395

440

482

520

553

581

604

623

638

650

660

667

70

79

102

129

162

200

242

289

338

387

434

479

518

553

582

606

625

640

652

662

65

70

90

114

143

178

217

261

308

356

404

450

492

529

562

589

611

629

645

655

60

59

76

97

123

153

189

229

274

321

368

415

460

501

537

567

593

614

632

645

55

44

57

74

94

120

151

187

228

274

322

371

419

464

506

542

572

598

619

635

50

34

44

58

75

96

123

155

192

234

280

329

379

427

472

513

548

578

603

623

45

30

39

50

65

84

107

134

167

206

248

295

343

391

438

481

520

554

582

606

40

22

29

38

50

66

85

110

140

175

216

262

310

361

411

458

501

539

571

597

35

16

22

29

39

52

68

89

116

148

186

231

279

331

383

434

481

523

558

588

30

14

19

25

33

44

58

76

99

126

160

200

244

293

344

395

444

489

529

563

25

11

15

20

26

35

46

60

79

101

130

163

202

247

295

345

395

444

488

528

20

7

9

12

16

22

30

40

54

72

94

123

157

199

245

297

350

404

455

501

15

5

6

9

12

16

21

29

38

51

67

88

114

147

185

230

279

331

383

434

10

3

5

6

8

11

15

20

27

36

48

63

82

106

136

172

213

260

309

361

5

2

3

4

5

7

9

12

16

21

28

37

49

63

82

106

135

169

209

254

Таким образом, наибольшая разница в "среднем" лексическом развитии мальчиков и девочек проявляется в полтора года, т.е. девочки раньше набирают продуктивный словарь, но постепенно мальчики увеличивают скорость усвоения слов - и к трем годам почти догоняют девочек.

Различие между полами в группах с риском задержки речевого развития очень значительно. В группу "беспокойства" в два года попадают девочки с лексиконом в 61 слово и мальчики с лексиконом в 29 слов; в группе риска - девочки с лексиконом 44 слова и мальчики с 20 словами. Значительная речевая задержка к двум годам отмечается при условии наличия в активном словаре только 24 слов у девочек и 12 у мальчиков.

На приведенных ниже графиках (рис. 5, 6) наглядно представлены данные по основным процентилям.

Рис. 5. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)

00000018.png

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду рисунок 6, а не рисунок 5.

Рис. 5. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)

00000019.png

Опросники, заполняемые родителями, - результативный инструмент речевой диагностики. Таким образом, специалист может оценить, насколько лексическое развитие ребенка соответствует норме. Норма развития - не конкретное значение, а некий диапазон. Граница нормы - 15-я процентиль, некоторая задержка речевого развития - 10-я процентиль, а свидетельство значительной задержки - 5-я процентиль. Однако количественный анализ данных непременно должен быть дополнен качественным: следует посмотреть, какие тематические группы представлены полнее, какие отсутствуют вообще. По наличию слов в группах "На улице, в парке, на даче" и "Места, где бывает ребенок" понятно, куда с ним ходят родители, и называют ли ему окружающее (слова дом, лужа, снег, луна, солнце, трава, скамейка, парк и др.). Есть ли у ребенка слова книга, читать? Есть ли этикетные слова спасибо, пожалуй-ста, привет, до свидания и т.п.? Задает ли ребенок вопросы и какие? Если ребенок "малоговорящий", обращайте внимание прежде всего на то, что именно он уже произносит; если "многоговорящий" - на то, что отсутствует в его лексиконе (подробно об этом, а также рекомендации для специалистов и родителей, см.: [6, с. 53, 56]). Анализ заполненного опросника также поможет специалисту указать родителям на недостатки их речевого взаимодействия с ребенком и помочь устранить их.