Документ применяется с 1 января 2023 года.

Приложение А3.2

СХЕМА

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ

Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 4-х лет, позволяют установить сформированность таких сфер, как:

I. Праксис:

- кинестетический праксис,

- кинетический праксис,

- в том числе особенности динамической организации движений, связанные с межполушарным взаимодействием,

- конструктивный праксис,

- оральный праксис/

II. Гнозис:

- зрительно-предметный гнозис,

- акустический гнозис.

III. Память.

- Зрительная;

- слухоречевая память.

IV. Работоспособность и внимание.

V. Речевые функции: импрессивная и экспрессивная речь.

VI. Интеллектуальные функции.

Исследование детей 4 - 4,5 лет показывает, что к этому периоду наблюдается существенный скачок в психологическом развитии детей, поэтому нейропсихологическое обследование 4-летних детей включает уже большее количество проб:

1. Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?

2. Установление латерализации функций.

3. Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба).

4. Проба на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении.

5. Простой вариант пробы на динамический праксис (2 серии по 2 движения).

6. Проба на праксис позы пальцев.

7. Простые пробы на оральный праксис.

8. Рисунок 3 простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование по образцу).

9. Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений.

10. Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).

11. Понимание простых логико-грамматических конструкций.

12. Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке).

13. Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.

14. Называние реальных изображений.

15. Показ реальных изображений по слову-наименованию.

16. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов.

17. Запоминание серии из 7 слов.

18. Запоминание серии из 2 движений и перенос программы на другую руку.

19. Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок.

20. Пересказ текста по вопросам.

21. Простые пробы на исключение понятий (четвертый лишний).

К 5 годам становится возможным полное нейропсихологическое Обследование, включающее следующее.

1. Беседа с ответами на вопросы: фамилия, имя, имена родителей? сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?

2. Пробы на латерализацию функций.

3. Исследование умственной работоспособности и внимания

4. Проба на реципрокную координацию.

5. Пробы на динамический праксис (2 серии по 3 движения и графическая проба).

6. Пробы на праксис позы пальцев.

7. Простые пробы на оральный праксис.

8. Копирование 4 простых фигур: круг, квадрат, ромб и треугольник и 3 фигур из теста Денманна.

9. Узнавание перечеркнутых и наложенных реальных изображений.

10. Узнавание (соединение линиями) пространственно-ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).

11. Оценка и воспроизведение по инструкции простых ритмических структур.

12. Идентификация эмоционального состояния (выбор картинки с аналогичной эмоцией).

13. Воспроизведение речевых рядов (порядковый счет до десяти) в прямом и в обратном порядке.

14. Называние реальных изображений, в том числе низкочастотных слов.

15. Показ пар реальных изображений по слову-наименованию.

16. Понимание логико-грамматических отношений.

17. Запоминание 2 серий из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов.

18. Запоминание серии из 7 слов.

19. Составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок.

20. Пересказ текста с опорой на вопросы.

21. Проба на исключение понятий (четвертый лишний).

22. Проба на понимание аналогий.