Первичное обращение родителей с детьми, имеющих речевые нарушения в медицинское учреждение осуществляется самостоятельно или после получения направления на консультацию от врача-педиатра.
При наличии жалоб на состояние ребенка, не относящихся к компетенции учреждения, проводится дополнительная консультация с заведующим структурным подразделением медицинской организации для детей, по итогам которой принимается окончательное решение о целесообразности записи пациента на консультацию к специалистам или о перенаправлении в профильное учреждение системы здравоохранения.
При соблюдении критериев для обращения за консультативной помощью врач психиатр направляет (осуществляет запись) пациента на консультацию к логопеду. С целью уточнения уровня интеллектуального функционирования или степени выраженности аутистических проявлений и других психологических проблем психиатр направляет пациента на консультацию к медицинскому психологу.
При наличии соответствующих показаний врач психиатр может направить пациента на дополнительные обследования как в иные подразделения медицинской организации (например, отделение функциональной диагностики), так и иные организации системы здравоохранения.
В регистратуре заводится карта амбулаторного больного (в электронном и бумажном варианте), назначается консультация соответствующего специалиста, осуществляется маршрутизация пациента в нужный ему кабинет.
По итогам проведенной консультации логопед оценивает речевой статус ребенка, наличие нарушений речевых функций, которые являются показаниями для получения помощи в данной медицинской организации. Также логопед предварительно обращает внимание и фиксирует наличие у ребенка или подростка особенностей когнитивной деятельности и поведения, которые могут быть противопоказаниями как занятий в условиях логопедической группы, так для получения помощи в условиях данного учреждения. Результаты проведенного осмотра специалист оформляет в виде записи в амбулаторной карте (в бумажном и электронном виде).
После приема логопеда пациент направляется на консультацию к врачу-психиатру и врачу-неврологу. В ходе осмотра специалисты оценивают психический, неврологический, отчасти соматический статус пациентов, и по его итогам определяют диагноз, формулируют рекомендации по дальнейшей маршрутизации, выявляют и фиксируют противопоказания для лечения.
По итогам осмотра пациента тремя специалистами, заведующий отделением определяет необходимость консультации ребенка медицинским психологом, осуществляет контроль оформления и содержания амбулаторной карты, формулирует рекомендации для врачебной (отборочной) комиссии, в компетенцию которой входит дальнейшая маршрутизация пациента. Свои рекомендации заведующий оформляет в виде медицинского заключения (в бумажном и электронном виде).
После получения карты с медицинским заключением от заведующего отделением медицинская сестра передает амбулаторные карты на врачебную (отборочную) комиссию.
Основной задачей врачебной (отборочной) комиссии является оценка психического, неврологического, речевого и психологического статуса детей, определение возможных реабилитационных мероприятий на основании заключений специалистов (прошедших обследование, с целью определения реабилитационного потенциала ребенка) показаний и противопоказаний для лечения и реабилитации в данном медицинском учреждении.
Решения отборочной комиссии могут быть следующими:
- Признание целесообразным лечения и направление пациента в одно из лечебных подразделений (стационарное отделение с круглосуточным пребыванием, дневной стационар, проведение курса коррекционных занятий в КДО для детей).
- Признание нецелесообразным лечения в условиях данного медицинского учреждения и направление пациента на лечение в другое профильное учреждение или по месту жительства
- Признание нецелесообразным лечения в условиях данного медицинского учреждения и направление пациента для получения помощи по месту жительства.
- Признание нецелесообразным лечения в условиях данного медицинского учреждения и направление пациента для получения помощи в организациях других ведомств (Департамент социальной защиты населения, Департамент образования).
Основными критериями маршрутизации пациентов являются следующие.
В стационарное отделение с круглосуточным пребыванием госпитализируются пациенты с выраженными нарушениями двигательных функций, делающие обязательными использование дополнительных средств опоры при передвижении, значительные нарушения ориентировки в пространстве, особенности психического состояния, требующие круглосуточного врачебного наблюдения.
В дневные стационары госпитализируются пациенты без выраженных двигательных нарушений, имеющие нарушения речи средней и тяжелой степени без нарушений ориентировки, психическое состояние которых не требует круглосуточного наблюдения.
Направление в другие учреждения осуществляется при наличии противопоказаний со стороны психической сферы, а также при наличии заболеваний центральной нервной системы, исключающих возможность проведения полноценных реабилитационных мероприятий.
Госпитализация в стационарное отделение с круглосуточным пребыванием определяется очередностью обращения и наличием прав на внеочередное обслуживание.
При госпитализации в дневные стационары дополнительным фактором является комплектование групп с учетом возраста ребенка, уровня его речевого развития, вида нарушения речи, степени тяжести расстройств и наличия сопутствующих факторов (особенностей внимания, работоспособности, поведения и эмоциональной сферы), класса обучения и образовательного маршрута (для школьников). Детям, которые поступают в 1 класс в текущем году, курс занятий не назначается в адаптационный период (1 - 3 четверти учебного года).
Курс лечения в стационарном отделении с круглосуточным пребыванием предусматривает непрерывное нахождение пациента в отделении с возможностью предоставления лечебных отпусков для закрепления навыков и проверки эффективности лечения в привычной социальной среде.
Карта обследования у детей со специфическими расстройствами развития речи (авт. Аханькова Т.Е.)
Жалобы при осмотре. На отсутствие вербальных средств общения/не говорит/задержку речевого развития/недостаточно понимает инструкции, отстает в психоречевом развитии/эхолалии/нарушение звукопроизношения/смазанную дикцию/аграмматизмы/трудности составления пересказа/трудности усвоения навыков чтения/письма.
Особенности поведения/особенности эмоциональной сферы, смены настроения \нарушения поведения/ трудности социальной адаптации.
Наследственность: психические заболевания отрицаются/имеются/позднее речевое развитие у родителей и ближайших родственников ребенка.
На отставание в развитии речи стали обращать внимание
с...лет. До этого времени не придавали особого значения.
Впервые обратились к специалисту (врачу) в возрасте ... лет.
После обследования поставлен диагноз - последствия ишимечески-гипоксического поражения ЦНС/задержка речевого развития/задержка психоречевого развития/аутистические проявления. Наблюдаются у врача систематически/не регулярно, не наблюдаются. Лечение получали регулярно/не регулярно. Последний курс медикаментозной терапии -
Консультация логопеда в ... лет. Занятия с логопедом/дефектологом с ... лет, проводятся регулярно ... раз в нед до н\времени. Отмечено улучшение в речевом и общем состояниях.
С психологом: занимались/не занимались.
Навыки самообслуживания сформированы по возрасту.
Навыки самообслуживания: в настоящее время ребенок сам умеет частично одеваться, но чаще одевает мать. Умеет есть сам, но предпочитает, чтобы кормили, /опрятен/ночью спит в памперсах
Со слов родителей ребенок - знает близких/выделяет при встрече/обращается - мама, папа./не обращается. Себя не обозначает, показывает где . Части тела показывает/не показывает, выполняет инструкцию - дай ручку/ножку.
Предметы бытовые - ориентирован/по просьбе приносит чашку/садится на стул. Инструкции выполняет всегда/избирательно по пожеланию/часто игнорирует. Животных - показывает, не показывает/оречевляет - мяу, авв, муу./не оречевляет. Цвета - соотносит/в стадии формирования/знает.
Игровая деятельность - перекладывает предметы/манипулирует любит веревочки, песок, ролевые игры в стадии формирования, не любит Коммуникативные жесты редко использует/часто использует/чаще указательная жестовая речь.
В поведении слабо организован/трудности контакта/социальной адаптации.
Дома занятия организованы регулярно/не регулярно.
Семья состоит из .... Человек/родители и ребенок/
родители и ... детей. Ребенок старший, средний, младший из детей.
Отношения с сестрой/братом доброжелательные/чаще конкурентные.
Родители в разводе в течение лет. Ребенок проживает с мамой и отчимом, отношения с которым хорошие/не очень хорошие. С отцом встречается редко/часто/еженедельно.
Отношения в семье спокойные/с небольшими конфликтами/с частыми ссорами и конфликтами.
Мать .... лет, образование - ...., работает/не работает по профессии - .... Считает себя общительной/избирательно общительной/мало общительной. По характеру чаще спокойная/сдержанная/эмоциональная/раздражительная/склонна к тревожным состояниям/импульсивная/ранимая/обидчивая/педантичная.
Отец... лет, образование -, работает, не работает. Считает себя общительным/избирательно общительным/мало общительным. По характеру чаще спокойный/сдержанный/эмоциональный/импульсивный/педантичный/властный.
Взгляды на воспитание у родителей: чаще одинаковые/чаще разные/иногда разные.
Родители чаще не наказывают ребенка, наказывают ругают/и угрожают/лишают чего-то/тайм аут/ставят в угол.
Ребенок от ... беременности; .... родов; в .... лет. (1 бер. м\а, вык.)
В 1 половине беременность протекала физиологично/с легким/средним/тяжелым токсикозом. Угроза выкидыша в нед/повышенный тонус матки в нед. Лечение проводилось амбулаторное/стационарное/дневном стационаре/получала гормоны/перенесла ОРВИ в нед.
Во 2 половине беременность протекала физиологично/с легким/средним/тяжелым токсикозом. Угроза выкидыша в нед/повышенный тонус матки в нед. Лечение проводилось амбулаторное/стационарное/дневном стационаре. В течение беременности отмечались анемия/отеки/гистоз/большая прибавка в весе/повышенное/пониженное АД
Роды на .... неделе; вызваны/после осмотра/начались самостоятельно с отхождения вод/начались самостоятельно со схваток. Проводилась амниотомия/стимуляция/обезболивание/механическое выдавливание. Длительность родов ... час.
Вес ....; Длина .... см.; Апгар 8\9; К груди приложили на .... сутки. Выписан на ...... сутки/переведен в отделение ....
Роды на .... нед; оперативные плановые/внеплановые по показаниям \из-за слабости родовой деятельности. Вес ....; Длина .... см; Апгар 8\9; К груди приложили на .... сутки.
Ребенок выписан на .... сутки/переведен в отделение....
В раннем возрасте ребенок был достаточно спокойным/не очень спокойным/беспокойным. Отмечались нарушения сна/чуткий сон/срыгивания. Неврологом не наблюдался/наблюдался.
Грудью мама кормила до .... мес; ребенок спит в своей кровати/в постели с родителями/часто ночью перебирается в кровать к родителям.
Психомоторное развитие: голову держит с .. мес.; сидит с .. мес.; ползал - да/мало/нет. Самостоятельно пошел в ... мес.
Речевое развитие: гуление с ... мес; лепет с мес.; первые слова с мес.; простая фраза с мес.; Развернутая фраза с мес. С ... до ... лет часто использовала жестовую речь.
Перенесенные заболевания: ОРВИ часто/не часто отит/бронхит/обструктивный бронхит/ангина/в. о.
Профилактические прививки по возраст/по индивидуальному графику/отказ .. ЧМТ и операций не было; операции - аденотомия.
Судороги, снохождение, сноговорение тиков, энуреза - не было. Тики с ... лет; тики лицевые, лечение. Энурез до ... лет, не лечились/лечились.
Ночное засыпание: не затруднено/долго не засыпает/засыпает чаще в присутствии матери/часто встает просит попить.
Режимные моменты в семье соблюдаются/не всегда соблюдаются. Аппетит не нарушен/снижен/избирателен. Днем не спит дома с ... лет.
Состояние сна: спокойный/беспокойный/энурез.
Ребенок начал посещать д\сад: с ... лет; массовый/специализированный/частный/ГКД.
Адаптировался со слов матери легко/не очень тяжело/трудно; расставался с матерью спокойно/с трудом;
В д\саду ребенок предпочитал играть один/с детьми/стал часто болеть. Логопедические занятия в д\саду с ... лет. Сейчас посещает д\с охотно.
Кроме д\сада ребенок посещает занятия танцами/гимнастикой/бассейн/в Центре развития.
Во время беседы с мамой ребенок: самостоятельно занимается игрушками\к игрушкам интереса не проявляет/сидит рядом с ней,/пассивен/очень подвижный/"полевое поведение"
- своим поведением обращает на себя внимание.
Состояние удовлетворительное. Самочувствие хорошее. Кожные покровы чистые. Видимых катаральных проявлений нет.
План нейрореабилитации (выбрать необходимое):
1. Индивидуальные/групповые занятия с логопедом,
2. Индивидуальные/групповые занятия с медицинским психологом
3. Проведение психиатрического освидетельствования врачом психиатром, определение ведущего клинического синдрома, назначение по показаниям психофармакотерапии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей