Документ применяется с 1 января 2023 года.

3.2. Подраздел 2. Нелекарственные методы лечения

1. Медико-логопедическая процедура:

Рекомендована для коррекции речи всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [93, 94]

Уровень достоверности доказательств - 5

Уровень убедительности рекомендации - C

Комментарии: занятия с применением медико-логопедической тонально-ритмической процедуры являются эффективным методом преодоления речевых нарушений через движение, дыхание и музыку. Они тренируют слуховое восприятие, внимание, память, влияют на двигательные и речевые расстройства, отклонения в поведении, помогают при коммуникативных затруднениях [93, 94]. Проводится как в индивидуальном, так и групповом формате специалистом логопедом. Основной целью медико-логопедической процедуры является преодоление нарушений речи путем развития и коррекции двигательной сферы. Одна из разновидностей логопедических процедур - медико-логопедическая тонально-ритмическая процедура - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, с музыкальным сопровождением. Это форма активной терапии, по преодолению речевых и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. В логопедической литературе этот вид работы специалиста получило обозначение "логоритмика".

2. Нейро-психологическая коррекционно-восстановительная процедура при нарушениях психических функций:

Рекомендовано: для всех пациентов с СРРР. После проведения клинико-психологического нейропсихологического обследования или дополнительного, в случае необходимости, специализированного нейропсихологического обследования и выявления "западающих" факторов должна быть подобрана программа комплексных нейро-психологических коррекционно-восстановительных процедур при нарушениях психических функций. По результатам обследования медицинским психологом составляется программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего возраста, младшего и среднего школьного возраста [80, 81, 84, 112]. Используются телесно-ориентированные методы (или методы двигательной (психомоторной) коррекции) и когнитивные методы.

Уровень достоверности доказательств - 5

Уровень убедительности рекомендации - C

Комментарии: телесно-ориентированные (методы двигательной (психомоторной) коррекции) и когнитивные методы направлены на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, оптимизацию функционального статуса глубинных структур мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и установления специализации правого и левого полушарий мозга [8, 82, 98 - 100].

3. Групповая нейро-психологическая коррекционно-восстановительная процедура у пациентов:

Рекомендовано: для лечения всех детей с СРРР с целью является снятия напряжения, волнения, стеснения, проблем в общении со сверстниками; для корректировки агрессивного и гиперактивного поведения; для развития внимательности, усидчивости, старательности у детей.

Уровень достоверности доказательств - 5

Уровень убедительности рекомендации - C

4. Психотерапия:

1. Рекомендуется игротерапия. Курс (длительность от 6 - 12 месяцев). У ребенка развивается стремление устанавливать контакт со взрослым; использовать эти коммуникации для решения различных задач, а также прогресс игровой деятельности - ее развитие и усложнение. Поведение детей становится более упорядоченным, возрастает произвольность их деятельности, улучшается саморегуляция. Достигается прогресс в развитии речи. Снижается уровень тревожности родителей [31, 82, 112].

Уровень достоверности доказательств - 4

Уровень убедительности рекомендации - C

2. Сказкотерапия. Вид игротерапии. Рекомендована для детей дошкольного возраста для решения проблем общего недоразвития речи детей. Количество сессий подбирается индивидуально, продолжительность каждой сессии 30 - 40 минут [96, 97, 107 - 110].

Уровень достоверности доказательств - 4

Уровень убедительности рекомендации - C

Комментарии: работа со сказкой строится следующим образом: 1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. 2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны [96, 97, 107 - 110].

5. Лечебная физическая культура (ЛФК): рекомендуется с целью профилактики нарушений развития речи и нарушений развития мелкой моторики у дошкольников. [17, 20, 101 - 105]. Подбирается индивидуальный коррекционный курс ЛФК. В индивидуальном маршруте физического развития ребенка учитываются все результаты обследования специалистов.

Уровень достоверности доказательств - 5

Уровень убедительности рекомендации - C

6. Нейро-психологическая коррекционно-восстановительная процедура при нарушениях психических функций

Программа Floortime -

Рекомендовано для коррекции специфических расстройств развития речи детей дошкольного возраста. Включает в себя комплексный междисциплинарный подход с привлечением специалистов разного профиля: логопеда, эрготерапевта, физический терапевт, а также различные образовательные программы, программы консультирования и поддержки родителей, интенсивные программы для занятий дома и в школе. Программа базируется на 2 принципах:

1. Следовать за ребенком

2. Вовлекать ребенка в совместное пространство для того, чтобы развивать его функциональные способности.

Концепция DIR выделяет 9 стадий развития [95].

Уровень достоверности доказательств - 5

Уровень убедительности рекомендации - C

Комментарии: в основе лежит "терапевтическая модель DIR", которая основана на диагностике уровней функционального эмоционального развития ребенка, учитывает индивидуальные особенности ребенка и социальной среды, в которой он развивается, рассчитана на детей дошкольного возраста.