Документ применяется с 1 января 2023 года.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

Характерные признаки:

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

6. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки "поставлены", однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.

7. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов - например, "моток" вместо "молоток"), замене одного звука другим, перестановке их местами.

8. Еще характерная ошибка - неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, "дом длинный" вместо "высокий", "мальчик короткий" вместо "низкий" и т.д.).

9. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. ("зайцевый" вместо "заячий", "платенько" вместо "платьице").

10. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными ("пишу синИМ ручкОМ") или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа ("В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ").

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

В настоящее время расстройства речи изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное -- надо вовремя обратиться к специалисту, чтобы своевременно диагностировать их и понять: нарушение речи является единственной проблемой или это следствие других серьезных заболеваний (аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной системы, отклонения в интеллектуальном развитии и т.д.). Помощь ребенку с речевым нарушением это системный подход, который требует комплексности, регулярности. Благодаря своевременной коррекционной работе, есть возможность подготовить ребенка к школе и предупредить последствия, которые могут возникнуть (дисграфия, дислексия и др.) [65].