Документ применяется с 1 января 2023 года.

Приложение А3.3

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 1 УРОВНЯ

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. В чем проявляется:

1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на "своем" языке. Кошка - это "мяу", "би-би" - может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.

2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.

3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. "Мяу би-би" во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. "Гав ди" - это и собака идет, и собака бежит.

4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.

5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как "абас" или "атобу". Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как "лябако" в любом контексте.

2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).

3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля - это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.

4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.

5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет - идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.

6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, "папа питя" - папа пришел, "гуяй гокам" - гулял на горке и т.д.

7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.

8. Связный рассказ - по картинке или с помощью вопросов взрослого - уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. "Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика." (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).

9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки - "бокити", человек - "тевек").

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.

2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.

3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий "с" нередко выступает в разных ролях ("сянки" - санки, "сюба" - "шуба", "сяяпина" - "царапина").

4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.

5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. ("Папа писел и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей" - Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже "просится с языка", однако грамматическое согласование слов пока не дается).

6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.

7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом - употребить неправильную форму.

8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, "три кошкАМ" - три кошки, "много воробьи" - много воробьев.

9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении "трудных" слов ("гинасты" - гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

Характерные признаки:

1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки "поставлены", однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.

2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов - например, "моток" вместо "молоток"), замене одного звука другим, перестановке их местами.

3. Еще характерная ошибка - неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, "дом длинный" вместо "высокий", "мальчик короткий" вместо "низкий" и т.д.).

4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. ("зайцевый" вместо "заячий", "платенько" вместо "платьице").

5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными ("пишу синИМ ручкОМ") или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа ("В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ").

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.