Документ применяется с 1 января 2023 года.

2.5 Иные диагностические исследования

Медико-логопедическое исследование.

Рекомендовано: для выявления нарушений речевого развития у детей с года жизни - задержки, нарушения звукопроизношения, аграмматизмов, "смазанной" дикции комплексное медико-логопедическое обследование, которое проводится в соответствии с разработанными нормативами.

Для того чтобы провести диагностику нарушения речи ребенка нужно знать норму развития речи в каждый возрастной период (см. приложение А3.4) [79].

Уровень убедительности рекомендаций - C

Уровень достоверности доказательств - 3

Комментарий: Исследование проводится по разработанной схеме (см. приложение А3.5) [87 - 91].

Клинико-психологическое нейропсихологическое обследование/специализированное нейропсихологическое обследование.

Рекомендовано проведение обследования медицинским психологом для выявления нарушений в психологическом развитии функционального и органического генеза, для дифференциальной диагностики речевого развития и типологии когнитивного дизонтогенеза у детей раннего и школьного возраста,

Клинико-психологическое, нейропсихологическое обследование позволяют установить не только нарушенные звенья психической деятельности, но и ее сохранные элементы [80, 81, 84, 112].

Уровень убедительности рекомендаций - C

Уровень достоверности доказательств - 5

Комментарии: на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка.

Такая программа учитывает двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой - само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов (П.Я. Гальперин и др., 1978).

При необходимости провести углубленное обследование отдельного психического процесса с использованием сложных (сенсибилизированных) проб проводится специализированное нейропсихологическое обследование, например выявление типологии грамматических и лексических ошибок у детей с СРРР. Подбор проб производится специалистом индивидуально, на основании данных проведенного предварительно клинико-психологического нейропсихологического обследования.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приложение Б, а не Приложение 2.

При проведении нейропсихологической диагностики детей 4 - 5 лет может быть использована схема нейропсихологического обследования, предложенная в приложении (см. приложение N 2) [8].