Документ применяется с 1 января 2023 года.

Термины и определения

Специфическое расстройство речи (specific language impairment) (SLI) термин, впервые введенный в 1981 году Л.В. Леонардом.

СРРР(F-80) по МКБ-10 рассматривается как "расстройство, при котором нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства [61]. При этом расстройстве речи речевые навыки у ребенка не соответствуют возрастной норме.

В практической деятельности, в МКБ-10 включена задержка речевого развития. Наиболее часто в клинической практике встречается диагноз алалии (сенсорной, моторной, смешанной).

Алалия - тяжелое нарушение развития речи, возникающее в "доречевой" период, имеющее системный характер и обусловленное, как правило, последствиями гипоксически-ишемического поражения ЦНС (4). Сводится к отсутствию речи или ее значительной ограниченностью. Выражается в отсутствии/нарушении либо экспрессивной речи - моторная алалия, либо в нарушении понимания устной речи и грубым нарушением фонетического строя собственной речи - сенсорная алалия [3].

Разделение алалий на сенсорную и моторную основана на выделении выделение дефицита в работе определенного анализатора: либо двигательного, либо слухового анализаторов, либо смешанного типа [16].