Документ применяется с 1 января 2023 года.

3.2. Оценка активного лексикона

3.2. Оценка активного лексикона.

Предложите родителям заполнить опросник "Тест речевого и коммуникативного развития ребенка: слова и жесты", подсчитайте количество слов в графе "Понимает и говорит". В таблицах 3 и 4 (см. ниже) в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в горизонтальной строке "Возраст". Найдите наиболее близкое к полученному количество слов в одной из вертикальных граф, отражающих процентили от 5 до 99-й, и проанализируйте активный словарь ребенка. Например, если ребенок (неважно, какого пола) в возрасте года произносит 3 слова, его лексическое развитие следует отнести к медиане (по сути - к среднему возрастному уровню). Показатели выше медианы свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития. Если ребенок в 11 мес. не произносит ни одного слова, не следует беспокоиться, но к году даже у детей 20-й процентили появляется по одному слову, следовательно, полное отсутствие продуктивной речи - симптом риска (хотя словами начального лексикона являются не только нормативные слова взрослого языка (естественно, нередко с искаженной звуковой оболочкой), но и звукоподражательные слова "языка нянь"; в расчетах норм звукоподражания не учитывались). В 17 мес. отсутствие 6 слов у девочек и 4 у мальчиков является основанием для беспокойства, 4 слов у девочек и 1 слова у мальчиков - отставанием, а значительной задержкой лексического развития является наличие только 1 слова у девочек и ни одного - у мальчиков. Медиана у девочек в 17 мес. - 23 слова, у мальчиков - 19.

Таблица 3. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)

Возраст (мес.)

%-ль

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

99

7

11

19

31

50

77

116

163

215

264

95

7

10

16

25

38

57

83

117

158

202

90

5

7

10

15

21

31

43

60

81

108

85

4

6

8

11

16

23

33

46

63

85

80

3

5

6

9

12

17

23

32

43

58

75

2

3

5

7

9

13

18

24

33

45

70

2

3

4

5

8

11

15

20

28

38

65

1

1

2

3

5

7

11

17

26

38

60

1

1

2

3

4

7

10

15

23

35

55

1

1

2

3

4

6

9

13

20

29

50

1

1

1

2

3

5

7

11

16

23

45

1

1

1

2

3

4

7

10

15

22

40

0

0

1

1

2

3

5

8

12

20

35

0

0

1

1

2

3

4

6

10

16

30

0

0

0

1

1

2

3

5

9

14

25

0

0

0

1

1

1

2

4

7

12

20

0

0

0

0

1

1

2

3

5

10

15

0

0

0

0

0

1

1

2

4

6

10

0

0

0

0

0

1

1

1

2

4

5

0

0

0

0

0

0

0

1

1

Таблица 4. Оценки процентилей для произносимых слов (мальчики)

Возраст (мес.)

%-ль

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

99

9

13

19

26

37

51

69

92

119

151

95

8

11

14

19

25

33

43

55

71

89

90

4

6

8

11

16

22

29

40

53

70

85

3

5

6

8

11

15

21

27

36

48

80

3

4

5

7

10

13

18

24

31

41

75

3

4

5

7

9

12

17

22

30

40

70

2

3

4

5

7

10

14

19

26

36

65

1

1

2

3

4

7

10

16

23

35

60

1

1

2

3

4

6

8

13

19

27

55

1

1

2

2

4

5

8

11

16

23

50

1

1

1

2

3

4

6

9

13

19

45

1

1

1

2

3

4

5

8

11

16

40

0

0

1

1

2

2

4

6

10

15

35

0

0

1

1

1

2

3

5

8

12

30

0

0

0

1

1

2

2

4

6

10

25

0

0

0

0

1

1

2

3

5

9

20

0

0

0

0

1

1

1

2

4

7

15

0

0

0

0

0

0

1

1

2

4

10

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

По активной речи до полутора лет мальчики хотя и чуть отстают от девочек (в том числе и в группе риска), но незначительно. Однако интересно, что в верхней процентили это различие статистически значимо: 264 слова у "продвинутых" девочек и 151 у "продвинутых" мальчиков (такой значительной разницы в понимании речи не наблюдается).

00000016.png

Рис. 3. Оценки процентилей для произносимых слов (девочки)

Рис. 4. Оценки процентилей для произносимых слов (мальчики)

00000017.png