Документ применяется с 1 января 2023 года.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. В чем проявляется:

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

6. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на "своем" языке. Кошка - это "мяу", "би-би" - может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.

7. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.

8. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. "Мяу би-би" во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. "Гав ди" - это и собака идет, и собака бежит.

9. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.

10. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как "абас" или "атобу". Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Если при сохранном слухе и нормальном интеллекте к трем годам у ребенка отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения, можно говорить о системных нарушениях речи (в понимании, значении слов, их изменении, применении). Речь таких детей лучше развивается в процессе какой-либо деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать малыша к труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, давать комментарии всему, что видит и делает ребенок. При общении с малышом надо использовать простые немногословные предложения, а слова для повторения должны употребляться в разных падежных формах. Малыша необходимо учить слышать, слушать, уметь различать на слух звуки речи. Малыш с легкостью научится различать многообразие звуков, если родители будут обращать на них его внимание и соблюдать определенную последовательность:

-- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

-- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;

-- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;

-- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;

-- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

-- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Родители должны быть готовы к длительной работе с такими детьми (занятия в логопедических детских садах, логопедических группах, реабилитационных центрах для детей, где можно получить комплексную помощь: помощь не только от логопеда, но и от психолога, медицинского психолога, специалистов ЛФК, массажа, логоритмики, врачей). В зависимости от тяжести речевого нарушения детей определяют в логопедические группы, детские сады на 3 - 4 года, т.е. с 3-х до 7 лет. Детям с ОНР 2, ОНР 3 предлагают помощь в таких учреждениях на 2 - 3 года. Также возможна помощь в учреждениях здравоохранения с определенной периодичностью 1 - 2 раза в год в течение 12 - 30 дней [86].