II. Основные тенденции развития креативных (творческих) индустрий

II. Основные тенденции развития креативных

(творческих) индустрий

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с подходами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) креативные (творческие) индустрии сочетают создание, производство и коммерциализацию товаров и услуг, которые преимущественно основаны на использовании результатов интеллектуальной деятельности.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

По состоянию на 2020 год ярко прослеживается ряд глобальных трендов:

основную долю добавленной стоимости различных товаров и услуг во все большем количестве секторов экономики обеспечивают именно результаты интеллектуальной, творческой деятельности;

во всех видах творческой деятельности активно распространяются дистанционные формы работы, а доступность результатов такой работы для создания новых товаров и услуг крайне высока вследствие масштабного внедрения информационно-телекоммуникационных технологий;

распространение и воспроизводство многих товаров и услуг происходит исключительно в цифровой среде, а унификация материальных производств и развитая транспортная система сделали рынки глобальными.

Кризис, связанный с пандемией и сопутствующими ей экономическими, технологическими и социальными процессами, определил ряд структурных изменений, которые делают своевременным принятие Концепции. Так, форсированная цифровизация и трансформация структуры занятости населения в целом способствуют росту сектора креативной экономики и увеличению его доли в национальной экономике даже в кризисных условиях.

Согласно прогнозам в среднесрочном периоде развитие цифровых технологий (в том числе технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, современных технологий производств) приведет к сокращению до половины существующих рабочих мест.

Одним из наиболее перспективных направлений сохранения рабочих мест и создания новых являются креативные (творческие) индустрии, неразрывно связанные с творческой деятельностью человека, которая не может быть автоматизирована. Кроме того, сектор креативных (творческих) индустрий открывает широкие возможности для альтернативной занятости, в том числе для женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально в период кризисных явлений в экономике.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сектор креативных (творческих) индустрий обладает потенциалом создания высокой добавленной стоимости, что делает его привлекательным как для предпринимателей, так и для инвесторов. Для многих направлений сектора характерен относительно низкий барьер входа на рынок, что дает возможность развития своего дела широким слоям населения (в том числе женщинам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, людям, проживающим в сельской местности и в малых городах), позволяет преодолеть ограничения развития, связанные с недостаточным объемом локального рынка и удаленностью места проживания предпринимателя, сохранять человеческий капитал в регионах и муниципальных образованиях, обеспечить сбалансированное территориальное развитие.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Таким образом, креативные (творческие) индустрии можно отнести к гуманитарным секторам экономики.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сектор креативных (творческих) индустрий обеспечивает значимый вклад в мировую экономику: средняя доля сектора креативных (творческих) индустрий в мировом ВВП составляет 6,6 процента, в развитых странах эта доля достигает 8 - 12 процентов при среднегодовом росте в 15 процентов, что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики (прогнозируется сохранение этой тенденции в среднесрочном периоде).

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Однако в Российской Федерации, несмотря на высокий уровень образованности, развития науки и богатое историческое, культурное наследие, потенциал сектора креативной экономики недостаточно реализован - доля креативных (творческих) индустрий в экономике Российской Федерации составляет лишь 2,23 процента.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вместе с тем сектор креативных (творческих) индустрий в силу отсутствия привязки к локальному рынку, и обладая существенным экспортным потенциалом, растет.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года одной из основных проблем пространственного развития Российской Федерации является недостаточное количество центров экономического роста для обеспечения ускорения экономического роста Российской Федерации.

К числу основных проблем пространственного развития Российской Федерации также отнесены высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре экономик субъектов Российской Федерации, а также низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупных и крупнейших городских агломераций.

С учетом этих тенденций при реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года необходимо фокусироваться и выбирать в качестве приоритетов поддержки виды предпринимательства, базирующиеся на использовании результатов творческой, интеллектуальной деятельности, вне зависимости от конкретных видов экономической деятельности, отраслей экономики и (или) доли материальной (производственной) составляющей в итоговом товаре и услуге.

Приоритетами деятельности органов государственной власти всех уровней должно стать увеличение доли такого предпринимательства во всех секторах экономики и особенно в тех, которые определены как перспективные экономические специализации субъектов Российской Федерации, а также поэтапное включение креативных (творческих) индустрий в число таких специализаций.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Развитие креативных (творческих) индустрий как в стоимостном плане, так и в объеме влечет за собой мультипликативный экономический эффект, выражающийся в том числе в:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

расширении налогооблагаемой базы за счет выхода более качественной, клиент-ориентированной продукции и услуг с большей добавленной стоимостью на местные, региональные и международные рынки;

создании новых рабочих мест как в локальных креативных (творческих) индустриях, так и в инвестиционных креативных (творческих) индустриях и росте вклада креативных (творческих) индустрий в экономику страны в целом;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

сокращении диспропорций социально-экономического развития, в том числе отставания уровня жизни населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов, повышении уровня комфортности городской среды, в том числе в крупных и крупнейших городских агломерациях, за счет использования потенциала креативных (творческих) индустрий;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 26.01.2024 N 145-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышении туристической привлекательности территорий субъектов Российской Федерации, содействии узнаваемости отечественных брендов, создании позитивного имиджа страны за рубежом, росте туристического и инвестиционного потенциала как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов.