2. Планирование и мониторинг реализации мероприятий

При планировании в рамках реализации мероприятий Федерального проекта, входящего в состав Национального проекта "Здравоохранение", рекомендуется руководствоваться основными положениями, изложенными в паспортах указанных проектов.

В соответствии с паспортом Национального проекта "Здравоохранение" Федеральный проект направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, что обеспечит цифровую трансформацию в сфере здравоохранения и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях, создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения.

Основной целью функционирования ЕГИСЗ является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи и взаимодействия медицинских организаций.

В рамках Федерального проекта решаются задачи по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи пациентам.

Паспортом Федерального проекта, с учетом обеспечения достижения национальных целей согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", предусмотрено:

- что "1. В результате цифровизации здравоохранения гражданам обеспечена доступность цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов";

- "2. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения для решения следующих задач:

управления отраслью,

осуществления медицинской деятельности в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями,

обеспечения экономической эффективности сферы здравоохранения,

управления персоналом и кадрового обеспечения,

обеспечения эффективного управления цифровой инфраструктурой,

контрольно-надзорной деятельности".

В соответствии с этим, предусмотрен ежемесячный мониторинг достижения шести показателей Федерального проекта:

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.1. Число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг и функций;

1.2. Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, использующих медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам, обеспечивающих информационное взаимодействие с ЕГИСЗ;

1.3. Доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно;

1.4. Доля граждан, являющихся пользователями ЕПГУ, которым доступны электронные медицинские документы в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" по факту оказания медицинской помощи;

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.1. Доля случаев оказания медицинской помощи, по которым предоставлены электронные медицинские документы в подсистемы ЕГИСЗ;

2.2. Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, подключенных к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Достижение обозначенных результатов и решение задач участниками Федерального проекта планируется, в том числе, за счет:

- дооснащения АРМ медицинских работников;

- обеспечения функционирования ЗСПД;

- обеспечения межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с учреждениями медико-социальной экспертизы, фондом социального страхования;

- внедрения в медицинских организациях МИС, соответствующих требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, и реализации ГИС в сфере здравоохранения, соответствующих требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, обеспечивающих информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ;

- подключения медицинских организаций к централизованным подсистемам ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации. В соответствии с паспортом Федерального проекта ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации включают в себя следующие централизованные системы (подсистемы):

1. Управления скорой и неотложной медицинской помощи (в том числе санитарной авиации);

2. Управление льготным лекарственным обеспечением;

3. Управление потоками пациентов;

4. Ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов;

5. Телемедицинские консультации;

6. Лабораторные исследования;

7. Центральный архив медицинских изображений;

8. Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями;

9. Организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями;

10. Организация оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (Мониторинг беременных);

11. Организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры).

- ведения юридически значимого электронного документооборота, в том числе электронного рецепта;

- внедрения телемедицинских технологий.

В соответствии с положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, имеющие подведомственные медицинские организации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена воинская служба или приравненная к ней служба), и являющиеся участниками Федерального проекта включаются в паспорт Федерального проекта и его рабочий план, в связи с чем:

- обеспечивают исполнение Федерального проекта в соответствии с паспортом Федерального проекта и иными документами, формируемыми в рамках проектной деятельности, указаниями и поручениями руководителя Федерального проекта;

- представляют руководителю Федерального проекта, в ведомственный проектный офис, информацию о реализации соответствующего проекта;

- несут ответственность за достоверность, актуальность и полноту информации о реализации Федерального проекта;

- направляют руководителю Федерального проекта предложения по обеспечению своевременного достижения целей, целевых и дополнительных показателей федерального проекта, результатов и контрольных точек, выполнения задач и мероприятий Федерального проекта.

Для разработки документации, формируемой в рамках проектной деятельности, в том числе ежегодно уточняемого плана ФОИВ по реализации мероприятий Федерального проекта необходимо проведение анализа состояния информационного обеспечения в сфере здравоохранения по каждой медицинской организации, подведомственной ФОИВ, и по ФОИВ, с учетом:

- достижения целей, показателей, результатов и контрольных точек, выполнения задач и мероприятий в соответствии с утвержденным паспортом Федерального проекта;

- реализации мероприятий по оснащению МОФП информационно-коммуникационным оборудованием, подключены к ЗСПД Минздрава России, оснащению рабочих мест компьютерным оборудованием для АРМ, внедрению МИС, соответствующих требованиям Минздрава России, обеспечению информационного взаимодействия с подсистемами ЕГИСЗ и передачи информации в подсистему ЕГИСЗ "Федеральный реестр электронных медицинских документов". ЕГИСЗ включает в себя следующие подсистемы:

а) федеральный регистр медицинских работников;

б) федеральный реестр медицинских организаций;

в) федеральная электронная регистратура;

г) федеральная интегрированная электронная медицинская карта;

д) федеральный реестр электронных медицинских документов;

е) подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения;

ж) информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

з) подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности;

и) федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;

к) подсистема обезличивания персональных данных;

л) геоинформационная подсистема;

м) защищенная сеть передачи данных;

н) интеграционные подсистемы.

- документационного сопровождения обеспечения реализации Федерального проекта на уровне ФОИВ и подведомственных медицинских организаций с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующего вопросы информационного обеспечения в сфере здравоохранения и реализации Федерального проекта, в том числе в области информационной безопасности, обработки персональных данных, соблюдения врачебной тайны, основные из которых приведены в приложении N 1;

- защиты информации, хранящейся в информационных системах в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и в области персональных данных, а также требованиями раздела "IX. Защита информации, содержащейся в единой системе" Положения о ЕГИСЗ Постановления Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (далее - Положение о ЕГИСЗ), требованиями раздела "II. Требования к защите информации, содержащейся в информационных системах, и к программно-техническим средствам информационных систем" приказа Минздрава России от 24 декабря 2018 г. N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций", требованиями раздела 4 "Информационная безопасность" Концепции организации информационно-телекоммуникационного взаимодействия медицинских информационных систем медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена воинская служба или приравненная к ней служба), с подсистемами ЕГИСЗ при оказании медицинской помощи и с другими отраслевыми информационными системами", утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. (далее - Концепция информационного взаимодействия). Размещена на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3519).

В ходе проведения анализа, расчета потребности в ресурсах необходимых для обеспечения достижения планируемых значений целевых показателей, и формирования на основе полученных данных плана мероприятий по реализации Федерального проекта, могут быть использованы следующие формы:

- анкеты для оценки уровня информатизации в соответствии с методическими рекомендациями по проведению оценки уровня информатизации медицинских организаций и информатизации системы здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также оценки соответствия используемых медицинских информационных систем в медицинских организациях утвержденным требованиям Минздрава России. Размещены на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ в разделе "Методические материалы" (https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3513);

- паспорта информационного обеспечения в сфере здравоохранения по медицинским организациям, подведомственным ФОИВ, и составляемый на их основе паспорт информационного обеспечения в сфере здравоохранения по ФОИВ согласно приложению N 2;

- анализ сведений, размещаемых в ЕГИСЗ. Для анализа соответствия требованиям по составу информации, размещаемой в ЕГИСЗ, ее формата и правил использования НСИ и как основа для планирования мероприятий по соблюдению требований к применяемым информационным системам с учетом передаваемой информации, рекомендуется к использованию форма, представленная в Приложении N 3. Базовым документом, определяющим и устанавливающим на период до 2024 года цели и задачи, принципы и направления развития, архитектуру и правила формирования разработки единой системы НСИ в сфере здравоохранения, является "Концепция и план разработки единой системы нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения на период 2019 - 2024 гг.". Размещена на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ в разделе "Методические материалы" (https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3517).

При разработке плана мероприятий (паспорта проекта) ФОИВ, необходимо руководствоваться формами и требованиями согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", а также целями, задачами, результатами, контрольными точками, показателями, структурой мероприятий и сроками, утвержденными в паспорте Федерального проекта.

Отдельные типовые формы документов и порядки (инструкции) по их заполнению размещаются на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ в разделе "ФП Цифровой контур здравоохранения" (http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials).

На этапе планирования мероприятий, также проводится анализ всех установленных и используемых в МОФП форм медицинской документации и отчетных форм, включая формы федерального статистического и отраслевого наблюдения, в том числе для ФОИВ, с формированием их перечней и планов по поэтапному переводу в юридически значимый электронный машиночитаемый вид с отказом от бумажных носителей и переходом на автоматизированный сбор, формирование и представление, с учетом мероприятий по обеспечению медицинских работников цифровыми подписями.

Основные принципы информационно-телекоммуникационного взаимодействия МИС МОФП с подсистемами ЕГИСЗ и с другими отраслевыми информационными системами при оказании медицинской помощи в целях организации единого информационного пространства в отрасли здравоохранения Российской Федерации в рамках реализации Федерального проекта определяются и планируются с учетом выбранного варианта организации информационного взаимодействия МИС МОФП с подсистемами ЕГИСЗ описанных в Концепции информационного взаимодействия. Размещенной на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3519)

В соответствии с положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" руководителем Федерального проекта осуществляется мониторинг выполнения мероприятий, содержащихся в паспорте Федерального проекта, а также мероприятий, содержащихся в рабочем плане Федерального проекта, в ходе которого формируются ежемесячные и ежеквартальные отчеты, в которые включается достоверная информация о реализации Федерального проекта, содержащая в том числе фактические и прогнозные сведения о выполнении задач, достижении показателей, результатов, контрольных точек и исполнении бюджетов, информация о рисках реализации Федерального проекта, а также иные сведения.