Возможности для применения машиночитаемого права при взаимодействии государственных информационных систем с цифровыми платформами

Возможности для применения машиночитаемого права при взаимодействии государственных информационных систем с цифровыми платформами.

Взаимодействие участников хозяйственной деятельности через цифровые платформы расширяется. Все больше типов сделок заключается путем технических средств, представленных на таких платформах, а также принятия явным образом либо конклюдентными действиями правил работы каждой такой платформы.

При этом функционал цифровой платформы определяется ее программным обеспечением, а не размещенными на ней правовыми документами либо действующим законодательством. Указанное расхождение со временем способно привести как к нарушению прав слабой стороны - пользователя цифровой платформы, поскольку функционал цифровой платформы может вводить такого пользователя в заблуждение, скрывать от него необходимую для совершения сделки информацию, либо иным образом нарушать его права, так и самой платформы - в случае совершения пользователем действий, противоречащих законодательству (проблема информационных посредников при нарушении авторских прав пользователями).

При условии публикации машиночитаемых ограничений на совершение отдельных видов сделок цифровые платформы могут предоставлять пользователю добровольно либо в силу действующих регуляторных требований возможность оценки правомерности совершаемых им действий, либо ограничивать действия, не разрешенные национальным законодательством. Особенно актуально применение таких инструментов взаимодействия с цифровыми платформами, принадлежащими транснациональным корпорациям, поскольку с их использованием пользователь может нарушать национальное законодательство (например, заказать запрещенные к ввозу категории товаров), не подозревая об этом.

Для реализации такого функционала могут использоваться как программные инструменты с доработкой ПО под каждое изменение, так и машиночитаемые языки для норм, которые позволяют существенно снизить издержки на адаптацию работы цифровых платформ под требования законодательства. Кроме того, с учетом различных правовых режимов в разных странах мира, при экспорте товаров, работ и услуг через российские цифровые платформы, также целесообразно использовать готовые модели регуляторных ограничений, действующих в различных странах, и машиночитаемую схему их описания, передачи и применения.

Еще одним преимуществом машиночитаемого взаимодействия государства с цифровыми платформами по имплементации регуляторных ограничений является возможность взаимовыгодного сотрудничества по сбору информации о правоприменительной практике, включающей в себя оценку экономических последствий от тех или иных ограничений (в виде запросов на сервис, который не был предоставлен в силу таковых ограничений).

Такое взаимодействие также предоставляет возможность моделирования и пилотирования различных специальных (в т.ч. экспериментальных) правовых режимов в выделенных сегментах цифрового пространства либо в отношении отдельных субъектов. Регуляторная политика в этом случае может носить наиболее комплексный характер, адаптироваться к поведению пользователей этих платформ в конкретных условиях, включая их цифровые навыки, опыт и добросовестность, что обеспечит эффективные меры стимулирования законопослушного и ответственного поведения.