Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Ограничение уровня структурного первичного дефицита в соответствии с "бюджетными правилами" в размере 0,5% ВВП предопределяет объем требуемых для финансирования общего структурного дефицита федерального бюджета источников на уровне порядка 1,7% ВВП в год. Такой размер требуемых источников финансирования в целом позволит сохранить долговую нагрузку на устойчивом уровне.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут выступать внутренние заимствования. При этом значительный объем временно свободной ликвидности на счетах ЕКС позволит обеспечить гибкость выполнения плана заимствований в случае повышенной подвижности рыночной конъюнктуры.

Для минимизации рисков, связанных с обслуживанием и рефинансированием госдолга, заемная политика в предстоящем периоде будет нацелена на привлечение необходимого объема заемных ресурсов с приоритезацией предложения облигаций с постоянным доходом при увеличении их дюрации и минимизации стоимости заемных средств с учетом рыночной конъюнктуры.

При этом будет обеспечена диверсификация предложения долговых инструментов по типам и по срокам до погашения для максимального удовлетворения спроса различных категорий инвесторов и повышения ликвидности долгового рынка.

Государственные внешние заимствования, как и прежде, будут проводиться преимущественно для обеспечения присутствия России на международном рынке капитала и поддержания ориентиров стоимости заимствований в иностранной валюте для российских компаний. С учетом ограничения властей США на участие американских инвесторов в первичном размещении российского суверенного долга внешние заимствования планируется осуществлять в валютах отличных от доллара.

Таблица 4.1.4. Источники финансирования дефицита ФБ в 2019 - 2024 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021 <*>

2022

2023

2024

Источники финансирования дефицита

-1 974,3

4 102,5

275,7

-1 327,7

-299,1

522,7

Связанные с использованием дополнительных НГД

-2 956,8

257,1

-2 562,0

-3 397,7

-2 710,8

-2 096,7

Использование ФНБ/Увеличение остатков на спецсчете (дополнительные НГД)

-2 956,8

257,1

-2 562,0

-3 397,7

-2 710,8

-2 096,7

Не связанные с использованием дополнительных НГД

982,5

3 845,4

2 837,7

2 070,0

2 411,7

2 619,4

Источники внутреннего финансирования дефицита

693,2

4 146,2

2 839,8

2 203,5

2 671,4

2 676,7

Государственные ценные бумаги Российской Федерации

1 377,6

4 600,6

1 806,6

2 199,5

2 664,1

2 672,2

Приватизация

11,5

12,6

3,9

3,9

0,9

Бюджетные кредиты

53,3

-214,2

-309,3

67,9

59,1

57,0

Прочие

-749,2

-252,8

1 338,6

-67,8

-52,7

-52,6

Источники внешнего финансирования

289,3

-300,8

-2,1

-133,6

-259,7

-57,3

Заемные источники

260,0

-206,8

249,0

108,7

-12,8

202,5

Государственные кредиты

29,4

-94,0

-248,1

-236,4

-244,1

-256,1

Прочие

-0,1

-3,0

-5,8

-2,9

-3,7

--------------------------------

<*> Оценка.

Таблица 4.1.5. Государственный долг Российской Федерации в 2019 - 2024 гг.

млрд рублей

Показатель

2020

2021 <*>

2022

2023

2024

Объем государственного долга

18 940,4

22 104,1

25 925,7

28 765,1

31 939,7

%% ВВП

17,7

17,8

19,4

20,3

21,1

Внутренний госдолг

14 751,4

17 285,0

20 815,0

23 526,7

26 342,2

в т.ч. по госгарантиям

695,2

1 239,8

2 462,8

2 492,8

2 522,8

Внешний госдолг

4 189,0

4 819,1

5 110,7

5 238,4

5 597,5

в т.ч. по госгарантиям

1 300,0

1 770,3

1 932,0

2 033,8

2140,2

--------------------------------

<*> Оценка.

В силу превышения прогнозируемых цен на нефть над базовыми в течение прогнозного периода будут формироваться дополнительные нефтегазовые доходы, подлежащие зачислению в ФНБ (их объем в 2022 году - 3,4 трлн рублей, в 2023 году - 2,7 трлн рублей, в 2024 году - 2,1 трлн рублей). Использование средств ФНБ в целях финансирования дефицита федерального бюджета на всем прогнозном горизонте не планируется.

Возврат к накоплению дополнительных нефтегазовых доходов позволит инвестировать часть средств ФНБ на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов. На такие инвестиции будет предусмотрен лимит в размере до 2,5 трлн рублей. Установление лимита позволит минимизировать риски реализации (снижения финансирования) отобранных проектов и в целом снизит бюджетные риски при сохранении стабилизационной действенности бюджетных правил.

Вместе с тем учитывая долгосрочные риски формирования структурно неблагоприятной ценовой конъюнктуры (в связи с вероятным сокращением спроса на нефть в рамках глобальных усилий по сокращению выбросов) минимальный уровень ликвидных резервных активов предлагается довести до уровня 10% ВВП. Это будет содействовать обеспечению долгосрочной бюджетной и макроэкономической стабильности.

Таблица 4.1.6. Фонд национального благосостояния в 2019 - 2024 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021 <*>

2022

2023

2024

Объем ФНБ на конец года

7 773,1

13 545,7

13 888,9

16 477,9

20 102,8

23 267,4

%% ВВП

7,1

12,7

11,2

12,4

14,2

15,4

резервные активы

(счет в ЦБ РФ) <**>

6 137,8

8 657,9

8 361,6

10 964,1

14 603,8

17 782,9

(15 282,9) <***>

%% ВВП

5,6

8,1

6,7

8,2

10,3

11,7

(10,1) <***>

иные финансовые активы

1 635,3

4 887,8

5 527,2

5 513,8

5 499,0

5 484,4

(7 984,4) <***>

%% ВВП

1,5

4,6

4,4

4,1

3,9

3,6

(5,3) <***>

--------------------------------

<*> Оценка.

<**> В т.ч. резерв на финансирование новых самоокупаемых инфраструктурных проектов в размере до 2,5 трлн руб.

<***> С учетом финансирования новых самоокупаемых инфраструктурных проектов в объеме 2,5 трлн руб.