Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Трансграничный механизм углеродного регулирования (CBAM)

CBAM будет запущен с 2023 г., но до 2025 г. включительно платежи с импортеров взиматься не будут, будет собираться информация об объемах выбросов парниковых газов при производстве импортируемой продукции. Под CBAM подпадут электроэнергетика, производство железа и стали, алюминия, цемента и удобрений.

Для того, чтобы соответствовать требованиям ВТО, Еврокомиссия предлагает при выдаче импортерам сертификатов CBAM (которые они должны приобретать по цене CO2, сложившейся в европейской системе торговли выбросами (EU ETS)) учитывать бесплатные квоты на выброс CO2 в соответствии с тем, как они распределяются среди европейских установок по производству продукции, подпадающей под CBAM. При этом, учитывая необходимость интенсификации усилий по энергопереходу, Еврокомиссия предлагает снижать объем бесплатных квот на 10% ежегодно с тем, чтобы за десять лет полностью убрать бесплатные квоты для этих отраслей.

В целом для российской экономики под действие CBAM подпадет экспорт в объеме 0,7 трлн. руб. (5,7% от экспорта в Европу и 2,4% от экспорта России в целом).

В качестве негативных аспектов дальнейшего развития CBAM могут быть распространение этого механизма на другие статьи российского экспорта (в частности, нефтепродукты), а также учет косвенных выбросов CO2 при производстве продукции (например, выбросы при генерации электроэнергии, используемой в промышленности).

Влияние CBAM сильно различается в зависимости от отрасли или страны-партнера. Так, например, соотношение среднего прогнозного EBITDA к объему выбросов CO2 в электроэнергетических компаниях России, по данным аналитического обзора Банка ВТБ, составляет всего $17/т, что существенно ниже стоимости выбросов в EU ETS. Такие диспропорции могут привести к существенным изменениям экспортных потоков. В ЕС от CBAM может особенно пострадать Финляндия, у которой доля России в импорте электроэнергии составляет 28 - 29%, в химической продукции - 66 - 77%.

Падение спроса на нефть, по мнению МЭА, приведет к тому, что цены на нефть будут определяться эксплуатационными расходами по ее добыче, в результате чего цены на нефть упадут до 35 долл./барр. в 2030 г. и будут медленно снижаться до 25 долл./барр. в 2050 году (в ценах 2020 года).

00000018.png

С другой стороны, крупные международные инвестиционные фонды, контролирующие активы на сумму более $14 трлн. (в том числе BlackRock, GP Morgan, национальные фонды Швеции и Норвегии, банки Goldman Sachs, Deutsche Bank, BNP Paribas, Societe Generate) начинают рассматривать климатические риски как инвестиционные, отказываются от финансирования добычных проектов в отдельных секторах и планируют сокращать инвестиции в ископаемое топливо в целом. Это может привести к резкому сокращению новых проектов в геологоразведке, особенно на шельфе, где лидирующую роль играют нефтегазовые компании из развитых стран. В отдельные моменты указанные тенденции могут формировать локальный дефицит предложения нефти в мире и соответственно приводить к повышенной волатильности цен на нефть.