Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Фонд социального страхования

Доходы бюджета ФСС в части страховых взносов рассчитаны исходя из базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, не превышающей в расчете на год: 1 033 тыс. руб. в 2022 году, 1 100 тыс. руб. в 2023 году, 1 173 тыс. руб. в 2024 году и далее с учетом темпов роста заработной платы; и тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (от 0 до 2,9%).

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на весь период расчета принят средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных.

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФСС на исполнение отдельных государственных полномочий в 2022 - 2024 годах:

- на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов;

- на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в размерах сверх размеров, установленных законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (исходя из установленных бюджетных назначений);

- на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;

- на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;

- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами;

- на выплату капитализированных повременных платежей;

- на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

- с 1 сентября 2021 года на выплату пособия по временной нетрудоспособности при уходе за ребенком до 8 лет, рассчитанного исходя из 100% среднего заработка, независимо от стажа застрахованного лица.

Средства из бюджета Фонда предусмотрены на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в первый год его жизни.

Межбюджетные трансферты в 2022 - 2024 гг. из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС не предусматриваются.

Расходы бюджета ФСС на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывают положения и нормы, предусматривающие:

- выплату пособия за счет средств ФСС начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);

- исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;

- следующие предельные размеры пособий исходя из стажевых периодов: до 5 лет - 60% среднего заработка, от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка, свыше 8 лет - 100% среднего заработка.

При прогнозе расходов бюджета ФСС учитываются данные о численности получателей (количестве выплат) соответствующих социальных пособий и выплат, а также их размеров.

Таблица 4.3.2. Основные характеристики бюджета ФСС в 2019 - 2024 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021 <*>

2022

2023

2024

Доходы

770,6

903,4

1 116,0

988,2

1 054,6

1 125,4

Межбюджетные трансферты

56,8

162,4

415,0

157,3

164,7

172,4

из ФОМС

14,0

13,6

13,3

14,3

14,4

14,5

из федерального бюджета

42,8

148,7

401,7

143,0

150,3

157,9

Собственные доходы

713,8

741,0

701,0

830,8

890,0

953,0

Расходы

738,1

1 038,8

1 025,1

944,1

1 011,9

1 076,2

Дефицит/профицит

32,5

-135,4

90,9

44,0

42,7

49,3

--------------------------------

<*> Оценка.