Электроэнергетика. Достижение целей по углеродной нейтральности достигается путем строительства солнечных, ветровых, атомных и гидроэлектростанций.
Промышленность. Проблема сжигания углеводородов в печах в промышленных процессах решается двумя способами: либо строительством систем улавливания и хранения углерода (CCS), либо сжиганием и использованием в промышленных процессах водорода.
Здания. Декарбонизация зданий означает отказ от использования углеводородов в отоплении зданий и переход на тепловые насосы, использующие возобновляемую электроэнергию.
Транспорт. Ключевой драйвер спроса на нефть - транспортный сектор, в настоящее время претерпевает стремительные изменения. Экологические требования, связанные с уменьшением вредных выбросов от автотранспорта, постепенно ужесточавшиеся в отношении содержания серы и ароматических соединений в автомобильном топливе, а также выбросов CO2, в конце прошлого десятилетия трансформировались в планы по запрету использования двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в таких странах, как Норвегия (с 2025 г.), Нидерланды, Дания, Швеция, Исландия, Ирландия, Словения, Израиль (с 2030 г.), Великобритания (только ДВС - с 2030 г., гибридные двигатели - с 2035 г.), Франция, Испания, Канада (с 2040 г.).
Мировой лидер продаж электромобилей Китай (где в 2021 г. доля продаж электромобилей составит 42% мировых продаж) поддерживает спрос субсидиями на покупку электромобилей и другими стимулами (в т.ч. инвестициями в развитие сети зарядных станций).
Одновременно автопроизводители, убедившись в серьезности энергоперехода, объявили о планах по отказу от производства автомобилей с ДВС: Вольво - с 2030 г., Дженерал Моторс - с 2035 года. Форд планирует с 2030 г. продавать в Европе только электромобили, а Фольксваген заявил, что последняя новинка на платформе с ДВС будет анонсирована в 2026 году. Объявив о таких планах, компании становятся проводниками энергоперехода. Вольво в составе группы европейских компаний настаивает на законодательном запрете автомобилей с ДВС в Европейском союзе с 2035 г. для формирования более прозрачной и предсказуемой среды в автопромышленности на протяжении всей цепочки поставок.
Мировой объем продаж легковых автомобилей с ДВС достиг пика уже в 2017 г., рост парка прекратится к 2030 г. возле отметки 1,3 млрд шт., после чего он начнет сокращаться одновременно с резким ростом парка электромобилей. Главная причина - снижение стоимости аккумуляторов, которое сделает электромобили конкурентоспособными по цене (без субсидий на покупку электромобиля) в период 2024 - 2027 гг. (в зависимости от страны).
Тенденция электрификации транспорта затронет, главным образом, легковые и легкие коммерческие автомобили, в то время как в сегменте больших грузовиков остаются нерешенные проблемы с плотностью энергии в аккумуляторах и недостатком зарядной инфраструктуры. Поэтому на пути к декарбонизации грузовиков возможен промежуточный переход на сжиженный природный газ (СПГ) и более высокая доля водородных машин.
В авиационной отрасли в настоящее время отсутствуют коммерческие технологии для замены авиатоплива электричеством или водородом, генеральной линией становится переход на дорогой синтетический или биокеросин. В области морского транспорта за лидерство в замене судового топлива борются СПГ, метанол, водород и аммиак. Таким образом, несмотря на доминирование транспортной сферы в спросе на нефтепродукты, замена их на электричество будет постепенной и неоднородной по видам нефтепродуктов.
Наиболее эффективным способом перехода к углеродно-нейтральной экономике считается квотирование выбросов парниковых газов с одновременным формированием рынка углеродных сертификатов. Различные подходы к климатическому регулированию в мире формируют существенный разброс стоимости выбросов (от 1 до 127 $/mCO2, причем более половины объема выбросов - ниже 10 $/mCO2) и создают риски переноса производств в "грязные" страны. В целях борьбы с таким переносом и для защиты промышленности Европейского Союза объявлено о запуске механизм трансграничного углеродного регулирования.
Важным эффектом механизма трансграничного углеродного регулирования станет ускорение распространения в мире углеродного налогообложения и/или квотирования выбросов парниковых газов, что неизбежно скажется на спросе на углеводороды. По оценкам ряда аналитических агентств, спрос на нефть в 2050 году в сценариях нулевых нетто-выбросов парниковых газов составит 17 - 24% от спроса в 2019 году, т.е. падение спроса ожидается в четыре - шесть раз.