Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

1.2. СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

По мере повышения устойчивости к эпидемиологическим шокам и восстановления деловой активности акцент экономической политики смещается с "антиковидной" повестки к среднесрочным задачам достижения национальных целей развития.

Этому содействует реализуемая в текущем году постепенная нормализация бюджетной политики, а также предусмотренные в бюджете структурные изменения в доходах и расходах.

Предусмотренная в бюджете 2021 - 2023 гг. траектория нормализации бюджетной политики (сокращение структурного первичного дефицита до 1,3/1,45% ВВП в 2021 году) масштабирована соразмерно ожидавшейся осенью 2020 года траектории постепенного восстановления деловой активности.

Фактическое восстановление деловой активности оказалось более динамичным, чем ожидалось ранее, что по мере приближения ситуации на рынке труда к полной занятости привело к появлению признаков перегрева на потребительском рынке. Внутренний спрос в текущем году растет опережающими по отношению к производственным возможностям темпами, что наряду с внешними причинами - бюджетно-кредитная "накачка" в развитых странах, глобальный дефицит производственных мощностей в отдельных товарных группах и др. - формирует повышенный инфляционный фон.

00000006.png

Признаки перегрева в потребительском секторе частично основаны на временных факторах: повышенный внутренний спрос вследствие ограниченных возможностей международного авиасообщения, нормализация уровня сбережений после роста в прошлом году и другие.

Тем не менее даже временное ускорение инфляции традиционно наиболее болезненно сказывается на наименее защищенных гражданах с низким уровнем доходов. Особенно острым в этом контексте является рост цен на продовольственные товары массового спроса. В этой связи, с одной стороны, в целях сдерживания роста внутренних цен были введены внешнеторговые меры (зерновой демпфер, квоты и пошлины на отдельные товары) и программы поддержки производителей ключевых продовольственных товаров (субсидирование части затрат на приобретение с/х сырья, в т.ч. расходов по обслуживанию кредитов). А с другой стороны, в целях смягчения последствий от роста внутренних цен были предоставлены единовременные выплаты для отдельных категорий наиболее уязвимых граждан.

Таким образом, прирост ненефтегазовых доходов федерального бюджета, связанный с действием ряда временных (рост оборотных налогов с повышенного внутреннего спроса вследствие ограничений в международном авиасообщении) и конъюнктурных (поступление пошлин на зерно и металлопродукцию в связи с ростом мировых цен) факторов, был направлен преимущественно на поддержку наиболее уязвимых граждан в условиях временного всплеска инфляции.

Для содействия достижению национальных целей развития в бюджете 2021 - 2023 гг. также были предусмотрены структурные изменения бюджетной политики - как в части изменения структуры налоговой системы, так и в части изменения структуры и повышения результативности бюджетных расходов (в том числе налоговых):

- Структурный маневр в налоговой системе: существенное сокращение налоговой нагрузки на сектор МСП (двукратное снижение тарифов страховых взносов), IT-компании и разработчиков электронной компонентной базы (снижение эффективной ставки страховых взносов до 5%, налога на прибыль до 3%) с одновременным повышением эффективности льгот в нефтедобыче, перераспределением природной ренты при добыче ряда твердых полезных ископаемых, усилением деофшоризации и введением налогообложения пассивных доходов обеспеченных граждан.

- Стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджетов публичной власти на достижении национальных целей развития. Бюджет 2021 - 2023 гг. был сформирован с учетом опережающего роста финансирования национальных проектов и мер по реализации Послания 2020 года, а в ходе исполнения бюджета в текущем году дополнительные финансовые ресурсы (постоянного характера) направляются на мероприятия и программы, ориентированные на ускорение достижения национальных целей развития.

Так, дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия Послания Президента Федеральному Собранию 2021 года, а также проекты, сформированные в рамках стратегических инициатив Правительства.