2. Формирование показателей и целевых индикаторов

Для измерения доступа негосударственных поставщиков к предоставлению услуг в социальной сфере необходимо разработать соответствующие показатели.

Поскольку рынок услуг в социальной сферы представлен соответствующими поставщиками услуг различных форм собственности (негосударственной и государственной) и получателями услуг, рекомендуется, чтобы сформированные показатели рассчитывали долю негосударственных организаций в общем количестве организаций всех форм собственности, предоставляющих определенный вид услуг, а также долю получателей определенного вида услуг в негосударственных организациях в общем количестве получателей соответствующих услуг в организациях всех форм собственности <2>.

--------------------------------

<2> Не рекомендуется использовать показатели, измеряющие темп роста, потому что при расчете таких показателей может проявиться эффект базы (стартовое значение показателя настолько мало, что даже его незначительное увеличение оказывает значительное влияние на темп роста, или, наоборот, изначально значение показателя настолько велико, что при значительном его увеличении темп роста минимален).

Показатели должны быть измеримы - иметь четкий объект измерения, понятные формулу и методику расчета, единицы измерения, мониторинг наблюдения и иметь релевантные источники данных (например, Росстат, данные, опубликованные на сайтах органов государственной власти или хранящиеся в автоматизированных информационных системах органов государственной власти).

Важно учитывать, что подсчет количества получателей в определенных видах услуг в социальной сфере имеет свою специфику. Например, в сфере дополнительного образования необходимо учитывать возможность посещения одним ребенком нескольких организаций, осуществляющих деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) несколько дополнительных образовательных программ в одной организации. В сфере социального обслуживания также возможно получение социальных услуг в нескольких организациях социального обслуживания или нескольких видов услуг социального обслуживания в рамках одной организации. Поэтому следует поделить общее количество получателей по данным услугам на среднее количество видов услуг, предоставляемых одному получателю.

В свою очередь, определить среднее количество видов занятий, посещаемых одним ребенком в возрасте от 5 до 18 лет, а также среднее количество видов услуг, предоставляемых в сфере социального обслуживания <3> одному получателю услуг, возможно по результатам опроса по форме N 1-качество услуг (утверждена Приказом Росстата от 9 апреля 2019 г. N 202 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения и указаний по подготовке и проведению выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения") <4>.

--------------------------------

<3> Виды социальных услуг перечислены в статье 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и включают социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, а также срочные социальные услуги.

<4> Указанный подход используется при расчете охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 15 апреля 2019 г. N 170 "Об утверждении методики расчета показателя национального проекта "Образование" "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием".

Следующим шагом следует определить целевые индикаторы доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере - показатели, характеризующие удовлетворенность потребности населения в соответствующих услугах. Целевые значения целесообразно установить исходя из целей государственных программ Российской Федерации или национальных проектов.

Например, в сфере дошкольного образования за основу можно взять целевые значения государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"), в которой поставлена цель достижения охвата дошкольным образованием в размере 100%, а в сфере дополнительного образования детей - к 2024 году увеличить долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 80%, что предусмотрено федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

С предлагаемыми к использованию показателями, целевыми индикаторами, методикой расчета можно ознакомиться в Приложении.