3. Описание и интерпретация полученных результатов

Важно отметить, что описание и интерпретация полученных значений показателей доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере возможен в ретроспективе и за продолжительный период времени (от 3 лет).

Прежде всего, следует оценить динамику доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере.

О росте доступа негосударственных поставщиков свидетельствует одновременное увеличение доли негосударственных организаций в общем количестве организаций всех форм собственности, предоставляющих услуги, а также доли получателей услуг в негосударственных организациях в общем количестве получателей услуг в организациях всех форм собственности.

При этом с течением времени рост доступа негосударственных поставщиков в отраслях социальной сферы может замедляться и останавливаться. Это может происходить, с одной стороны, из-за наличия барьеров для оказания соответствующих услуг в социальной сфере и нехватки инфраструктуры для оказания услуг негосударственными организациями, а с другой - из-за насыщения спроса на услугу.

Например, замедление и остановка роста доли граждан, обслуживаемых негосударственными организациями в сфере социального обслуживания, может свидетельствовать о том, что негосударственные организации не увеличивают число получателей услуг в виду недостатка мощностей, или нуждающиеся в социальном обслуживании предпочитают обращаться в государственные организации социального обслуживания, или не информированы о наличии негосударственных поставщиков, предоставляющих конкретную услугу, или же из-за фактического распределения рынка между государственными или частными организациями и прекращения роста нуждающихся в социальном обслуживании.

Также возможна положительная динамика показателей доступа негосударственных поставщиков в отношении услуги в социальной сфере с одновременным снижением охвата населения из-за более высокого темпа роста спроса на соответствующую услугу в социальной сфере. Например, увеличение доли негосударственных поставщиков в сфере дошкольного образования и обучающихся в них детей (относительно организаций всех форм собственности) при снижении доступности дошкольного образования в целом в регионе может свидетельствовать о малых мощностях негосударственных организаций: негосударственные организации не успевают удовлетворять спрос (в том числе из-за резкого увеличения численности детей дошкольного возраста).

Таким образом, динамику доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере важно соотносить с динамикой охвата (удовлетворенности потребности) населения, поскольку вовлечение негосударственных организаций в оказание услуг в социальной сфере не всегда сопровождается аналогичным ростом охвата населения из-за наличия барьеров или удовлетворения спроса на соответствующую услугу.

Следовательно, необходимо установить, как изменилась доля граждан, получивших услугу в социальной сфере в общем числе граждан, в ней нуждающихся. Если динамика охвата населения услугой в социальной сфере не достигает целевого значения, то потенциал роста оказания негосударственными организациями социальной услуги имеется, поэтому необходимо выявить и устранить барьеры по оказанию услуги негосударственными организациями, а также разработать соответствующие меры государственной поддержки (например, предоставлять финансовую и имущественную поддержку, размещать в открытом доступе информацию о действующих мерах поддержки, содействовать в размещении социальной рекламы в целях повышения информированности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, родителей детей дошкольного возраста).

Важно отметить, что доступ негосударственных поставщиков в отраслях социальной сферы можно анализировать и по типам поселения (сельской и городской местностях). Таким образом, можно установить функции негосударственных частных образовательных организаций в субъекте Российской Федерации.

Например, если рост численности обучающихся (воспитанников) в частных организациях происходит в сельских поселениях, где более низкий рыночный спрос на образовательные услуги по сравнению с городом, то частные организации выполняют социальную функцию по обеспечению доступа к образовательным услугам. В то же время если наблюдается рост численности обучающихся (воспитанников) в частных организациях в городской местности, то частные организации удовлетворяют рыночный спрос, восполняя нехватку мест в государственных дошкольных образовательных организаций.