1. Определение потребности в оказании услуг в социальной сфере

При планировании оценки в первую очередь необходимо определить те услуги в социальной сфере, потребность населения в которых может быть удовлетворена негосударственными организациями.

Так, потребность населения в оказании услуг негосударственными организациями может быть вызвана недостаточным охватом населения соответствующими услугами несмотря на значительное присутствие в нем государственного сектора.

Например, рост численности граждан пожилого возраста может повлечь за собой возникновение очередности на получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому если существующие организации социального обслуживания не смогут обеспечить всех нуждающихся граждан старшего поколения указанными услугами.

Подобная проблема может возникать и в сфере дошкольного образования. Так, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского Федерального округа, наблюдается низкая обеспеченность местами в организациях дошкольного образования: в среднем по Северо-Кавказскому Федеральному округу на 1000 детей дошкольного возраста в 2019 году приходилось 411 мест в организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми <1>. При этом даже в Северо-Западном Федеральном округе - округе с наибольшей средней обеспеченностью местами в дошкольных учреждениях, аналогичный показатель составил 763 на 1000 детей.

--------------------------------

<1> Интернет-портал Росстата (http://www.gks.ru)\Официальная статистика\Регионы России. Социально-экономические показатели\Образование\Охват дошкольным образованием (Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, приходится мест на 1000 детей, человек.

В целом, из всех субъектов Российской Федерации только в Чукотском автономном округе наблюдается превышение числа мест в дошкольных образованиях над количеством детей дошкольного возраста. Исходя из этого можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации имеется потенциал к предоставлению услуг негосударственными организациями в сфере дошкольного образования, в особенности в регионах, в которых наблюдается высокая рождаемость (входящие в состав Северо-Кавказского Федерального округа) или стремительный прирост населения из-за внутренней миграции (например, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Краснодарский край).

Помимо перечисленного, потенциал для более широкого вовлечения негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере обусловлен растущим запросом населения на уникальные услуги.

Как пример, рост цифровизации обеспечивает востребованность услуг в сфере дополнительного образования детей и взрослых, предполагающих вариативность и индивидуализацию образования, гибкость и мобильность образовательных программ.

Также наблюдается запрос граждан на комплексные услуги в социальной сфере, которые не входят в базовые отраслевые перечни услуг и работ и предоставление которых не гарантируется государством.

Определение потребности позволит оценить и те сферы, где на данный момент потенциал роста негосударственных поставщиков относительно невысок.

Как пример, по сравнению с оказанием услуг в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей в сфере школьного образования для негосударственных организаций имеется меньший потенциал роста, поскольку школьное образование гарантируется государством (каждый ребенок обеспечен местом в школе) и предоставляется государством бесплатно. Но и в этой сфере благодаря цифровизации (как следствие - снижению издержек) и индивидуализации образования возможен рост спроса со стороны населения на предоставление школьного образования негосударственными организациями.