I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода по формированию и развитию механизма обратной связи с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации в рамках реализации системы поддержки новых инвестиционных проектов ("Региональный инвестиционный стандарт") (далее соответственно - механизм обратной связи, Стандарт).

В настоящих Методических рекомендациях под субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности понимаются физические лица и юридические лица любых организационно-правовых форм вне зависимости от места их государственной регистрации, занимающиеся инвестиционной и (или) предпринимательской деятельностью (далее - заявители).

Обращения, поступающие от заявителей и рассматриваемые с применением настоящих Методических рекомендаций, представляют собой сообщения - информацию о необходимости решения актуальных для физических или юридических лиц проблем, направленную в форме электронного документа, для рассмотрения и направления ответов по которым федеральными, региональными, ведомственными правовыми актами, решениями Правительства Российской Федерации установлены ускоренные сроки рассмотрения, не превышающие 10 календарных дней, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации (далее - обращения).

Обращения с использованием Платформы обратной связи федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - ПОС, Единый портал) не являются обращениями граждан в значении понятия, предусмотренного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

единый центр обработки обращений субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности - организационная структура, формируемая в субъекте Российской Федерации на базе исполнительного органа субъекта Российской Федерации или агентства развития субъекта Российской Федерации, создаваемого в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России, или Центра управления региона субъекта Российской Федерации по согласованию с автономной некоммерческой организацией по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы" (далее соответственно - агентство развития, приказ Минэкономразвития России, ЦУР, АНО "Диалог Регионы"), выполняющая на регулярной основе функции, предусмотренные настоящими Методическими рекомендациями (далее - единый центр);

каналы обратной связи - источники, с помощью которых заявители могут сообщить об актуальных проблемах, вопросах и предложениях, возникших в ходе ведения инвестиционной и (или) предпринимательской деятельности;

классификатор обращений - система тематических категорий, подкатегорий и фактов, используемая для маршрутизации обращений (далее - классификатор);

механизм обратной связи - организационное, правовое, информационное, коммуникационное и техническое обеспечение взаимодействия участников деятельности по приему, обработке (регистрация обращения, маршрутизация обращения в соответствии с классификатором, рассмотрение обращения по существу, контроль сроков и качества подготовки ответа) и закрытию (предоставление устного и (или) письменного ответа заявителю, выявление удовлетворенности заявителя) обращений по вопросам в сфере инвестиционной и (или) предпринимательской деятельности, полученных по всем видам каналов обратной связи, а также анализу данных об обращениях за определенный период времени в порядке, предусмотренном настоящими Методическими рекомендациями;

исполнитель - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (далее - органы власти), агентство развития, ресурсоснабжающая организация, иная организация, ответственная в рамках своей компетенции за рассмотрение по существу обращения, подготовку и направление на него ответа;

специализированное программное обеспечение механизма обратной связи - программное обеспечение, используемое единым центром, предназначенное для приема обращений, их регистрации и маршрутизации, подготовки и направления ответов, контроля сроков и качества ответов, а также позволяющее осуществлять хранение и анализ данных об обращениях за определенный период времени (далее - СПО);

обращение "консультация" - обращение по вопросам в сфере инвестиционной и (или) предпринимательской деятельности, не требующее изучения документов от заявителя или дополнительной информации, результатом рассмотрения которого является предоставление заявителю разъяснений (далее - "консультация");

обращение "проблема" - обращение, из содержания которого следует, что права и законные интересы заявителя в сфере инвестиционной и (или) предпринимательской деятельности нарушаются или будут нарушены (далее - "проблема");

обращение "помощь" - обращение по вопросам в сфере инвестиционной и (или) предпринимательской деятельности, требующее совершения для его разрешения необходимых действий исполнителем, в том числе по изучению представленных заявителем документов и (или) направлению запросов в органы власти и организации в целях решения вопроса заявителя, за исключением "проблем" (далее - "помощь");

системный вопрос - совокупность схожих по существу и тематике обращений, решением которых может быть принятие или изменение нормативного правового акта, изменение правоприменительной практики исполнительных органов субъекта Российской Федерации, распространение информации о способах их решения.

3. Основными целями формирования и развития механизма обратной связи являются повышение скорости рассмотрения обращений в сфере инвестиционной и (или) предпринимательской деятельности и контроль качества подготовки ответов на обращения исполнителями.

4. Основными задачами формирования и развития механизма обратной связи являются:

создание в субъектах Российской Федерации институциональной, организационной и технической базы, обеспечивающей системный подход к взаимодействию государства и заявителей;

установление и анализ причин существующих и потенциальных проблем заявителей, возникающих при ведении инвестиционной и (или) предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации, для их решения и предупреждения.

5. Для целей формирования и развития механизма обратной связи субъекту Российской Федерации рекомендуется утвердить порядок формирования механизма обратной связи (далее - порядок).

6. Порядок целесообразно утверждать нормативным актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, предусматривающим следующие положения:

регламент функционирования единого центра;

СПО;

каналы обратной связи;

порядок и сроки рассмотрения "консультаций", "помощи" и "проблем";

способы и формы выявления удовлетворенности заявителей полученным ответом на обращение;

форму отчета об обращениях в соответствии с рекомендуемым образцом отчета об обращениях, которая приведена в приложении к настоящим Методическим рекомендациям (далее - отчет).

7. Субъектам Российской Федерации в качестве СПО в целях обеспечения принципа "одного окна" и формирования единого подхода по развитию механизма обратной связи рекомендуется использовать ПОС, обладающую следующими характеристиками:

осуществление доступа к ПОС путем авторизации в личном кабинете на Едином портале посредством Единой системы идентификации и аутентификации;

автоматическая регистрация обращений, дальнейшая маршрутизация в соответствии с классификатором, включая сохранение номера обращения, присвоенного при регистрации;

контроль уровня удовлетворенности заявителя качеством подготовленного исполнителем ответа на обращение;

возможность деления обращений на "консультации", "помощь", "проблемы" за счет детализации на уровне подкатегорий классификатора;

возможность установления срока рассмотрения обращения с учетом категории/подкатегории/факта классификатора в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, а также федеральными, региональными, ведомственными правовыми актами, решениями Правительства Российской Федерации;

присвоение статусов обращений: "Обращение поступило на модерацию", "Обращение отклонено (с указанием причины)", "Обращение передано на исполнение", "Обращение перенаправлено", "Обращение взято в работу", "Обращение рассмотрено", "Срок обработки обращения перенесен" и направление соответствующих уведомлений о ходе их обработки заявителю;

возможность выбора одного из типов ответа на обращение: "Решено", "Не решено", "Отложено", "Отклонено";

информирование заявителя о результате и статусах рассмотрения обращения в личном кабинете на Едином портале и путем отправки уведомления по адресу электронной почты заявителя, указанной на Едином портале. Результатом рассмотрения обращения может быть решение изложенного в обращении вопроса или предоставление рекомендаций заявителю для самостоятельного решения.

8. Субъект Российской Федерации вправе использовать в качестве СПО иную информационную систему при наличии схожих характеристик, указанных в пункте 7 раздела I настоящих Методических рекомендаций. Возможность использования иной СПО прорабатывается совместно с АНО "Диалог Регионы", мотивированные предложения об использовании иной СПО направляются на согласование в Минцифры России.