6. Особенности проведения отдельных аудиторских процедур в рамках аудита эффективности
6.1. В соответствии со Стандартом сравнение обнаруженных фактов с критериями осуществляется на основе:
оценки достижения запланированных результатов;
оценки использования ресурсов;
оценки альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов;
оценки выбранных ресурсов и методов их использования;
оценки необходимости дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших результатов;
оценки влияния достижения непосредственных результатов на достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов с учетом внутренних и внешних условий.
Указанные оценки проводятся во взаимосвязи с критериями, разработанными на основе базовых критериев в рамках соответствующих вопросов.
6.2. Оценку достижения запланированных результатов необходимо осуществлять на основе надежных данных. Более надежными являются данные, собранные (наблюдаемые) непосредственно участниками мероприятия, а также полученные в установленном порядке от объекта аудита эффективности, иных органов и организаций. Оценка надежности данных осуществляется с учетом методики, утверждаемой Коллегией Счетной палаты.
на бумажных носителях или в электронном виде, в том числе из государственных информационных систем, иных источников, в том числе из источников, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации на раскрытие той или иной информации. Примерами таких данных могут служить информация Федеральной службы государственной статистики, отчеты о реализации государственных программ Российской Федерации, отчеты о реализации национальных и федеральных проектов, первичные документы учета, бухгалтерские записи и отчетности (отчеты);
при наблюдении за событиями, характеристиками результатов и т.п., в том числе с применением методов их фиксации (фото-, видео-, аудио-, документальной фиксации);
в результате проведения социологических исследований.
Надежность данных при необходимости дополнительно может быть удостоверена путем их получения не менее чем из трех источников (метод триангуляции).
6.3. Оценку использования ресурсов рекомендуется проводить с учетом:
1) осуществления прямой оценки использованных ресурсов: фактический объем использованных ресурсов подлежит сравнению с запланированными объемами ресурсов на реализацию меры (мероприятия) (например, сравнение со сметной стоимостью объекта капитального строительства). На фактический объем использованных ресурсов влияет осуществление определенных процедур (например, закупочных процедур), квалификация и наличие у исполнителя производственных мощностей (например, у исполнителя по контракту), качество управления ресурсами, а также прозрачность и подотчетность всего процесса реализации той или иной меры (мероприятия).
Увеличение объема используемых ресурсов без соответствующего увеличения результатов должно быть обоснованным; в противном случае такое увеличение должно сопровождаться улучшением запланированных результатов;
Обоснованным увеличением используемых ресурсов без увеличения результата может являться пример увеличения сметной стоимости строительства, обусловленного удорожанием строительных материалов.
2) определения будущих затрат ресурсов: в связи с тем что некоторые полученные непосредственные результаты (например, в рамках инфраструктурных проектов) имеют длительный срок службы (эксплуатации), ключевым фактором эффективности является компромисс между фактическим объемом использованных ресурсов (на момент начала эксплуатации результатов) и будущим потоком затрат ресурсов (после начала эксплуатации результатов). Такие будущие затраты ресурсов, например, связаны с техническим обслуживанием полученных результатов, затратами на их эксплуатацию и т.п. Объем затрат таких ресурсов (например, за год) может служить основой как для сопоставления с аналогичными затратами (по сопоставимым мерам (мероприятиям, проектам), так и в целом определения общей стоимости меры (мероприятия, проекта) за определенный период (т.е. фактического объема использованных ресурсов на момент начала эксплуатации результата, а также объема затрат в течение нескольких лет при эксплуатации результата).
В частности, если высокие фактические (первоначальные) затраты ресурсов обеспечивают длительный срок эксплуатации и низкие ежегодные последующие затраты, то данный факт может свидетельствовать о достаточной эффективности. При этом, наоборот, последующие высокие затраты ресурсов при низких фактических (первоначальных) затратах ресурсов свидетельствуют скорее о низкой эффективности реализуемых мер (мероприятий, проектов).
6.4. Сравнение затрат ресурсов между сопоставимыми проектами осуществляется в рамках оценки альтернативных ресурсов и методов их использования по всем сопутствующим затратам - на водоснабжение, электроснабжение, поддержание результатов в надлежащем состоянии и т.п. В этой связи сравнительно высокие первоначальные затраты ресурсов при низких ежегодных последующих затратах могут быть обусловлены применением современных (и одновременно дорогостоящих) технологий при реализации тех или иных мер (мероприятий, проектов).
Для проведения такого сравнения, а также для определения общей стоимости проекта необходимо производить расчеты стоимости ресурсов в сопоставимых во времени ценах. С этой целью рекомендуется использовать в том числе методы дисконтирования <4>, пересчета в цены соответствующего периода с использованием соответствующих индексов.
--------------------------------
<4> Дисконтирование - определение стоимости денежного потока путем приведения стоимости всех выплат к определенному моменту времени.
Стоимость оборудования, приобретенного в разные годы, возможно привести к стоимости в ценах одного года за счет использования соответствующих индексов цен, устанавливаемых Росстатом, по группам и видам товаров.
6.5. В рамках оценки альтернативных ресурсов и методов их использования рекомендуется учитывать возможность экономии на объеме результата и на качественных характеристиках результата.
Экономия на объеме результата предполагает сокращение затрат ресурсов на единицу результата при увеличении количественных характеристик результата (в том числе за счет распределения постоянных затрат по большему количеству результата).
Закупка товаров, работ, услуг крупными партиями (по более низкой цене).
Экономия на качественных характеристиках результата - затраты ресурсов сокращаются (при необходимости) с учетом предполагаемой интенсивности использования результатов; одним из требований к результату в данном случае является отсутствие избыточных потребительских свойств в отношении достигаемого результата.
Строительство в сельской местности дороги с гравийным покрытием вместо асфальтового при низкой интенсивности движения.
6.6. При оценке соотношения полученных результатов и затраченных на их достижение ресурсов необходимо учитывать их тесную взаимосвязь и взаимозависимость. Так, сокращение при реализации меры (мероприятия, проекта) планируемых к использованию ресурсов, как правило, влечет за собой снижение количества и (или) качества результатов. В проектном управлении такой подход демонстрируется в модели "проектного треугольника" (приведен в приложении N 7 к Методическим рекомендациям).
6.7. При оценке альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов рекомендуется определить в том числе следующее:
имелись ли в наличии иные виды ресурсов помимо используемых, которые остались невостребованными, но могли быть использованы для достижения как запланированных, так и лучших результатов (в том числе как полная замена выбранному ресурсу);
В рамках аудита эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на продовольственное обеспечение ФСИН России, установлено: учреждения и территориальные органы ФСИН России накапливают чрезмерные переходящие запасы продовольствия. Данная ситуация сложилась из-за того, что не установлены пределы накопления продовольственных запасов (некорректное планирование продовольственных запасов как располагаемых ресурсов). В этой связи имеет место возможность уменьшения объемов бюджетных ассигнований на закупки продовольствия в целях обеспечения экономности использования ресурсов.
имело ли место необоснованное преобразование одних ресурсов в другие, которые не связаны с достижением результатов;
В рамках аудита принимаемых мер, направленных на обеспечение законных прав и интересов граждан - участников долевого строительства на федеральном и региональном уровнях, установлено многократное превышение заработной платы (относительно средней по России и Москве) сотрудников Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства. Средняя зарплата сотрудников Фонда в разные годы превышала среднюю по России в 7,1 - 9,7 раза, а в Москве - в 3,6 - 5,1 раза.
Таким образом, имеет место необоснованное преобразование полученных Фондом ресурсов (в том числе имущественного взноса Российской Федерации, обязательных отчислений (взносов) застройщиков и т.п.) в иные ресурсы (дорогостоящие трудовые ресурсы), высокий уровень заработной платы не был подкреплен значимыми результатами.
имело ли место увеличение затрат ресурсов, в том числе в связи с получением лучших результатов (по количеству и (или) качеству) при отсутствии такой необходимости (например, приобретение товаров с избыточными потребительскими свойствами);
В рамках оценки эффективности мер по импортозамещению в части осуществления закупок программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд зафиксированы факты установления завышенных требований к функциональности программного обеспечения, ограничивающих конкуренцию и создающих необоснованные преференции для поставщиков иностранного программного обеспечения. Таким образом, имела место закупка программного обеспечения с избыточными потребительскими свойствами без достаточных на то обоснований, что является признаком неэффективного расходования бюджетных средств.
имелись ли альтернативы в части методов и способов (механизмов) использования ресурсов, возможно ли было оптимизировать процессы для сокращения издержек.
Альтернативы в рамках автотранспортного обслуживания государственных гражданских служащих: замена бюджетных ассигнований на содержание парка автотранспортных средств процедурой найма автомобилей по мере необходимости.
6.8. При оценке выбранных ресурсов и методов их использования внимание уделяется уже выбранным ресурсам и методам. В данном случае рекомендуется определить в том числе следующее:
имеются ли остатки выбранных ресурсов, которые позволят сократить использование ресурсов для достижения запланированных результатов (в том числе возможных к использованию выгодоприобретателями);
В рамках аудита результативности деятельности институтов развития, финансируемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", установлено: при выделении бюджетных инвестиций расчет потребности осуществлялся исходя из заявок самих институтов развития, что способствовало образованию существенных остатков средств, используемых институтами развития для формирования дополнительной доходной базы.
Такое "отвлечение" бюджетных средств из федерального бюджета свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов.
имеются ли альтернативы, упущенные возможности в части процедур, которые позволили бы повысить эффективность деятельности.
Неэффективность использования ресурсов: установлено завышение сметной стоимости, допущенной застройщиком и генподрядчиком по причине несоответствия примененных единичных расценок. В данном случае поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств.
В рамках аудита эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на закупки кресел-колясок для инвалидов, выявлено наличие остатков средств на конец года. В этой связи, если бы средства были потрачены в полном объеме, то исходя из сложившейся структуры затрат на обеспечение креслами-колясками можно было бы ежегодно дополнительно закупить несколько тысяч единиц изделий (при условии наличия соответствующей подтвержденной потребности).
6.9. При сравнении установленных фактов с критериями аудита эффективности такие критерии следует рассматривать комплексно. Выполнение одного критерия еще не означает эффективность использования ресурсов. В частности, даже при достижении результата (базовый критерий 1) возможна неэффективность использования ресурсов и наоборот (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Варианты соотношения факта достижения результата с выводом об эффективности использования ресурсов.
6.10. При выявлении фактов экономии при использовании ресурсов необходимо обратить внимание как на достижение запланированных результатов, так и на достижение лучших результатов (как по количеству, так и по качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного их использования выгодоприобретателями). Так, если на первый взгляд имеет место факт экономии, необходимо оценить:
за счет чего эта экономия была достигнута и можно ли вообще считать рассматриваемый факт экономией;
не оказало ли это негативное влияние на результаты (в том числе на возможность использования результатов выгодоприобретателями).
В частности, снижение начальной (максимальной) цены контракта при неизменных требованиях к результатам является экономией. Вместе с тем снижение требований к результатам (требований, наличие которых необходимо для использования результатов выгодоприобретателями) и, соответственно, объема используемых ресурсов экономией не является.
6.11. При оценке необходимости дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших результатов в том числе оценивается, было ли достаточно ресурсов для достижения результатов.
В частности, при сокращении объема используемых ресурсов за счет снижения требований к результатам, повлекшем за собой недостижение запланированных результатов и (или) невозможность их использования выгодоприобретателями, следует сделать вывод, что неполное использование ресурсов привело к неэффективной деятельности объекта аудита эффективности в данной части. При этом располагаемых ресурсов было достаточно для достижения нужных результатов.
Однако может иметь место и иная ситуация - неполное использование ресурсов при достижении нужных результатов (результатов, которые могут использоваться выгодоприобретателями) связано с изначально некорректным планированием чрезмерно большого объема ресурсов. Экономия ресурсов в данном случае должна иметь место, однако необходимо обратить внимание объекта аудита эффективности на недостатки, связанные с процессом планирования ресурсов.
6.11(1) В рамках аудита эффективности при необходимости оценивается влияние достижения непосредственных результатов на достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов с учетом внутренних и внешних условий. Оценка влияния при проведении аудита эффективности в ряде случаев является необходимой: так, если достигнуты непосредственные результаты, но их влияние на уровень достижения конечных результатов и (или) итоговых эффектов незначительно, такую деятельность нельзя назвать в полной мере эффективной.
В рамках аудита установлено, что спортивные сооружения в сельской местности созданы своевременно, в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками. Увеличена единовременная пропускная способность спортивных сооружений, расположенных в сельской местности. Вместе с тем доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, не увеличилась, в том числе ввиду отсутствия необходимых сопутствующих мероприятий (информационных кампаний; мер, направленных на увеличение доступности посещения вновь созданных сооружений), а также природно-климатических факторов.
В этой связи при оценке влияния исследуется величина вклада деятельности объектов аудита эффективности по достижению непосредственных результатов за счет использования федеральных и иных ресурсов, которая явилась причиной или, как ожидается, послужит причиной достижения конечных результатов и (или) итоговых эффектов, характеризующих стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации. Данный анализ предполагает выявление причинно-следственных связей деятельности, включая выявление существующих внешних и внутренних условий функционирования объекта аудита эффективности, а также социальных, экологических, экономических и иных последствий, целостных и устойчивых изменений в системах или нормах.
Необходимым элементом оценки влияния является выделение "чистого эффекта" <5> влияния деятельности объектов аудита на достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов, отделение влияния прочих факторов (по крайней мере основных), которые могли повлиять на это достижение.
--------------------------------
<5> Под чистым эффектом понимается изменение в интересующих показателях результатов (эффектов), вызванное исключительно реализованной мерой (программой), и не связанное с влиянием иных внешних и (или) внутренних факторов (условий).
Для проведения количественной оценки влияния требуется применение математических моделей (как структурных, так и эконометрических), которые построены на основе предполагаемых причинно-следственных связей. Эти модели должны использовать достаточное количество данных, с тем чтобы полученная количественная оценка эффекта влияния была в достаточной степени надежной.
Для структурных моделей это означает, что они должны опираться на ожидаемое поведение экономических агентов с учетом их главных стимулов, которые могут меняться при реализации тех или иных мер (или отдельных мероприятий) в рамках деятельности объектов аудита. Примером таких моделей являются модели из класса моделей общего равновесия - как статических, так и динамических. Такие модели оценивают последствия реализации определенных сценариев, при этом возможно проведение как ex-ante оценки (чтобы определить последствия возможной реализации некоторых сценариев), так и ex-post (чтобы, если имеется несколько факторов влияния, отделить влияние каждого фактора от влияния остальных). Подобные модели являются очень подробными и гибкими, что позволяет оценивать как последствия изменений ставок всевозможных налогов или ограничений торговых потоков, технологических изменений в различных отраслях экономики, так и последствия изменений в государственных расходах, последствия строительства крупных инфраструктурных объектов, в том числе за счет государства, и тем самым оценивать эффективность использования государственных средств (в том числе путем сравнения последствий реализации альтернативных инфраструктурных объектов).
Для эконометрических моделей это означает использование достаточного количества наблюдений. Одним из критериев достаточности количества наблюдений может служить следующее правило - необходимо, чтобы при исключении одного-двух наблюдений (в том числе выбросов - наблюдений, лежащих далеко от основного облака точек, если такие наблюдения имеются) оцениваемые коэффициенты в соответствующих регрессиях менялись не очень сильно (например, чтобы изменения коэффициентов при удалении из выборки одного-двух наблюдений лежали в пределах стандартных ошибок и чтобы при этом не менялась статистическая значимость оцененных регрессионных коэффициентов).
Отдельной проблемой при построении эконометрических моделей является выбор объясняющих переменных. В частности, следует избегать спецификаций регрессий, в которых наблюдается взаимное влияние зависимой и объясняющей переменной. Для регрессий с временными рядами такая ситуация встречается, например, когда в случайных ошибках, входящих в регрессионное уравнение, наблюдается автокорреляция.
Следует стремиться к тому, чтобы среди объясняющих переменных в регрессионном уравнении были только те, которые, как установлено в рамках предварительного анализа, действительно могут влиять на величину зависимой переменной при отсутствии обратного влияния. Также важно, чтобы спецификация регрессии была полной, - чтобы в нее были включены все основные факторы, влияющие на зависимую переменную. Невключение важных факторов в регрессию может привести к некорректной оценке влияния.
ПРИМЕР (НЕНАДЛЕЖАЩАЯ ПРАКТИКА - невключение важной переменной)
Как правило, при реализации тех или иных мер экономической политики на целевой показатель влияют многие факторы. По этой причине рассмотрение парных регрессий (т.е. регрессий, в которых в регрессионное уравнение включена только одна объясняющая переменная) практически всегда ведет к некорректным количественным оценкам влияния, поскольку они игнорируют возможное влияние других факторов. Например, если при оценке вероятности отзыва аккредитации специальности у ВУЗа учитывать только то, является ли он государственным или частным высшим учебным заведением, но не учитывать его специализацию, срок работы, квалификацию профессорско-преподавательского состава и т.п., то полученные оценки будут некорректными.
Если требуется оценить влияние меры или мероприятия, которые имеют четко выраженный момент начала реализации, то для выявления оценки влияния рекомендуется использовать квазиэкспериментальные методы (например, метод разности разностей, разрывный регрессионный дизайн, сопоставление по индексу соответствия и др.), которые предполагают наличие экспериментальной группы (также называемой группой воздействия) и контрольной группы экономических агентов - групп максимально похожих друг на друга экономических агентов, на которые соответственно было оказано воздействие в результате реализации рассматриваемой меры (экспериментальная группа) и не было оказано воздействия в рамках реализации этой меры (контрольная группа).
При этом для проведения корректной оценки влияния требуются данные как до начала реализации рассматриваемой меры, так и после начала ее реализации. Также следует уделять особое внимание проверке применимости указанных методов в конкретной ситуации. Например, при использовании метода разность разностей требуется сравнивать тренды показателей контрольной и экспериментальной групп до начала реализации меры, чтобы убедиться, что эти группы действительно похожи между собой и различаются только в одном отношении - тем, что на экспериментальную группу было оказано воздействие в рамках реализации рассматриваемой меры, а на контрольную группу такого воздействия не было. Соответственно оценка влияния в данном случае получается как результат выявления различий в динамике контрольной и экспериментальной групп.
ПРИМЕР (использование метода разность разностей для оценки влияния)
В рамках оценки влияния ценового регулирования на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) на смертность <6> использование метода разности разностей позволило установить, что введение верхней границы цен привело скорее к росту смертности от заболеваний, для лечения которых нужны лекарства из списка ЖНВЛП (вследствие снижения доступности оригинальных лекарств, которые более эффективны и по которым меньше побочных эффектов).
--------------------------------
<6> https://ssrn.com/abstract=3821615.
ПРИМЕР (использование разрывного регрессионного дизайна для оценки влияния)
В рамках оценки влияния предоставления материнского капитала на уровень рождаемости <7> использование разрывного регрессионного дизайна позволило изолировать эффект программы от прочих факторов, влиявших на уровень рождаемости. Было установлено, что предоставление материнского капитала в краткосрочном периоде (с момента начала реализации соответствующей программы) положительно повлияло на уровень рождаемости.
--------------------------------
<7> https://ssrn.com/abstract=3416509. В данном исследовании разрывной регрессионный дизайн используется для оценки краткосрочных эффектов. Для оценки долгосрочных эффектов предоставления материнского капитала были использованы иные методы.
ПРИМЕР (использование метода сопоставления по индексу соответствия для оценки влияния)
В рамках аудита организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм установлено, что налоговые проверки коммерческих организаций отрицательно влияют на их выручку в последующие годы. За счет использования метода сопоставления по индексу соответствия была сформирована контрольная группа, сравнение с которой позволило отделить влияние налоговых проверок от прочих факторов.
Если выделить контрольную группу с необходимыми характеристиками оказывается затруднительно, рекомендуется воспользоваться методом синтетического контроля, когда сравнение производится не с реально существующими объектами, которые обладают необходимыми характеристиками, а с некоторой синтетической контрольной группой, которая строится как композиция реально существующих объектов (из числа не получавших воздействие), взвешенная таким образом, чтобы динамика показателей этой синтетической контрольной группы до воздействия была максимально близка к динамике объектов из экспериментальной группы.
ПРИМЕР (использование метода синтетического контроля для оценки влияния)
Для оценки влияния программы по сокращению потребления табака, которая была реализована в одном из регионов, был использован метод синтетического контроля. Для проведения этой оценки из показателей ряда других регионов, в которых не было подобных программ борьбы с потреблением табака, был построен "синтетический" регион, который наилучшим образом соответствовал характеристикам региона, в котором была реализована программа, в период до ее начала. По прошествии определенного количества лет было произведено сравнение показателей этого "синтетического" региона с показателями реального региона. В частности, было установлено, что годовые продажи сигарет в реальном регионе на душу населения оказались ниже по сравнению с тем, что было бы в отсутствие программы.
При выборе метода количественной оценки влияния рекомендуется руководствоваться в том числе алгоритмом, представленным на рисунке 3.
Рисунок 3. Алгоритм выбора метода количественной оценки влияния.
При отсутствии возможности проведения количественной оценки влияния или в дополнение к количественным оценкам могут быть использованы социологические методы.
С использованием качественных методов - интервью, фокус-группы с заинтересованными сторонами реализации меры государственной политики - могут быть получены данные о проблемах реализации меры; барьерах, с которыми сталкиваются выгодоприобретатели; субъективном восприятии результатов реализации меры. При этом в качественной методологии выводы о распространенности результатов сделаны быть не могут.
С использованием количественных социологических методов - анкетных опросов - могут быть получены количественные оценки субъективного восприятия величины результатов меры; оценки удовлетворенности результатами меры; оценки интенсивности использования благ, создаваемых при реализации меры.
Отдельный акцент при необходимости делается на оценке вклада деятельности объекта аудита в достижение итоговых эффектов, то есть в широкомасштабные изменения общегосударственного характера, которые:
характеризуются большим охватом, чем конечные результаты;
охватывают, как правило, не одну отрасль (сферу), а сразу несколько отраслей;
достигаются не только за счет деятельности объекта аудита и соответствующих непосредственных результатов, но и деятельности множества других государственных органов, организаций;
в большей степени, чем непосредственные и конечные результаты, зависят от внешних факторов.
В целом оценка влияния более характерна для использования при проведении экспертно-аналитических мероприятий.
6.12. В рамках сравнения обнаруженных фактов с критериями рекомендуется учитывать объективные обстоятельства (например, условия функционирования, имеющиеся ограничения, в том числе географические, демографические, социально-экономические и пр.), в которых осуществлял деятельность объект аудита эффективности, иной заинтересованный орган или организация. Такие обстоятельства, как правило, не влияют на результаты контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением аудита эффективности (признание деятельности эффективной или неэффективной), но могут быть отдельно указаны при формулировании выводов.
6.12(1). В соответствии с пунктом 4.2.8(2) Стандарта при сравнении обнаруженных фактов с критериями также могут оцениваться следующие характеристики результатов, ресурсов:
релевантность (актуальность) результатов - то есть в какой степени непосредственные, конечные результаты, итоговые эффекты актуальны для удовлетворения потребностей, интересов и целей выгодоприобретателей, сохраняется ли соответствие приоритетам при изменении обстоятельств (гибкость и актуализация деятельности объектов аудита в части адаптации к существенным изменениям внешней среды);
В ходе аудита эффективности использования средств федерального бюджета на создание инфраструктуры спорта высших достижений и развитие системы подготовки спортивного резерва выявлено наличие неактуальных непосредственных результатов применительно к конкретной категории выгодоприобретателей: недостаточное количество кроватей для высокорослых спортсменов, недостаточный уровень их комфортности; рацион питания не учитывает особенности питания спортсменов в зависимости от вида спорта, недостаточно высокий уровень качества продуктов питания.
обоснованность (доказательность) запланированных результатов и ресурсов - то есть в какой степени и каким образом обоснованы достижение запланированных результатов и использование ресурсов, включая описание причин выбранных подходов к обоснованиям, описание предположений, источников данных, результатов анализа, иных способов проверки и подтверждения обоснований (доказательств);
Плановые значения показателя государственной программы Российской Федерации сформированы с ежегодным приростом в 5%. При этом ежегодно фактическое значение перевыполняется более чем на 25%. В этой связи отмечается необоснованность плановых значений показателя, их занижение, отсутствие учета уже достигнутых значений.
согласованность деятельности объектов аудита эффективности между собой и (или) с деятельностью иных органов, организаций, включая уровень комплексности и взаимной непротиворечивости (взаимодополняемости), скоординированности и сотрудничества;
Установлено, что на сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах - участниках проекта оказывает негативное влияние создание в таких городах новых промышленных производств. Таким образом, реализуемые меры в области охраны окружающей среды не всегда согласованны с мерами, связанными с развитием промышленности.
охват (масштаб) результатов - то есть степень распространенности непосредственных и конечных результатов, итоговых эффектов с точки зрения территориального охвата, охвата групп выгодоприобретателей и т.д. То есть если достигнутые результаты решают проблему не в полном объеме, решают проблемы ограниченного круга лиц, представляющих только часть выгодоприобретателей, деятельность по достижению таких результатов также нельзя в полной мере признать эффективной;
Мероприятиями ряда государственных программ предусмотрено предоставление многодетным семьям земельных участков для жилищного строительства. Во многих регионах транспортная доступность выделяемых земель оказалась неудовлетворительной (например, формально дорога была проведена, но не имела покрытия; земельный участок удален от центра жизненных интересов семей (школ, поликлиник, магазинов) и т.д.). В итоге результатами мероприятий преимущественно воспользовались наиболее состоятельные, социально адаптированные семьи, имеющие собственный автотранспорт, а также средства и навыки для организации строительства. Большинство многодетных семей было вынуждено продавать выделенные им участки. До стадии завершения строительства в среднем по стране дошли не более 10% семей. Данная проблема коснулась неполных, малоимущих семей, испытывающих сложности с социальной адаптацией. Соответственно, имеет место неравномерность распространения результатов с точки зрения охвата выгодоприобретателей.
устойчивость результатов - то есть степень, в которой достигнутые непосредственные, конечные результаты и итоговые эффекты длятся или, как ожидается, будут длиться в долгосрочном периоде (оценка финансового, экономического, социального, экологического и институционального потенциала устойчивости соответствующих результатов, необходимого для поддержания и сохранения достигнутых положительных преобразований с течением времени).
Установлено, что в период проведения проверки на территории сквера велись работы в рамках государственного контракта на выполнение работ по устройству кабельной линии и освещения (без последующего восстановления нарушенного при этом озеленения). В результате выполнения указанных работ вся территория газона сквера была перекопана, чем были уничтожены результаты ранее выполненных работ по озеленению сквера.
Таким образом, имеет место неустойчивость во времени ранее достигнутых результатов в части озеленения, а также несогласованность деятельности городских служб.
В рамках аудита эффективности использования объектов, построенных в целях проведения международного спортивного мероприятия выявлено, что:
ряд объектов находится в ненадлежащем состоянии и требуют проведения ремонтных работ;
некоторые объекты, несмотря на надлежащее состояние, после проведения международного спортивного мероприятия, ни разу не эксплуатировались; по другим установлен низкий уровень их загрузки.
Также выявлены риски дальнейшего ухудшения состояния функционирующих объектов инфраструктуры.
Таким образом, несмотря на успешное проведение международного спортивного мероприятия и загруженность объектов в соревновательный период, отмечается неустойчивость достигнутых ранее результатов в постсоревновательный период.
Согласно пункту 4.2.8(2) Стандарта в рамках аудита эффективности может осуществляться оценка рисков. В связи с тем что в соответствии с абзацем восьмым пункта 2.3 Методических рекомендаций оценка эффективности - это оценка на определенный момент времени, результаты и затрачиваемые на такие результаты ресурсы могут накапливаться в течение некоторого периода времени, к рискам в рамках аудита эффективности относятся риски, которые могут привести к снижению эффективности в будущем, в том числе к:
снижению результативности (неполной загрузке введенных в эксплуатацию объектов, уничтожению ранее полученных результатов (снос отремонтированных зданий и т.п.);
увеличению затрат ресурсов (последующему увеличению расходов на эксплуатацию объектов, необходимости их ремонта в связи с истечением гарантийного срока и т.п.).
Оценка рисков при планировании и проведении аудита эффективности осуществляется в соответствии с методическим документом, утверждаемым Коллегией Счетной палаты в установленном порядке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей