7. Формулирование выводов, подготовка требований, предложений (рекомендаций) в рамках аудита эффективности
7. Формулирование выводов, подготовка требований,
предложений (рекомендаций) в рамках аудита эффективности
7.1. На заключительном этапе мероприятия с применением аудита эффективности по каждой цели формулируется вывод об эффективности (экономности и (или) результативности) использования федеральных и иных ресурсов и иные выводы, определяются причины неэффективного использования ресурсов (при наличии соответствующего вывода), подготавливаются соответствующие требования, предложения (рекомендации) и проекты документов.
7.2. Вывод об эффективности использования федеральных и иных ресурсов и иные выводы формулируются по результатам сравнения обнаруженных фактов со всеми разработанными критериями по всем вопросам аудита эффективности в совокупности.
В случаях когда не выполняется часть критериев аудита эффективности и определены причины неэффективного (неэкономного и (или) нерезультативного) использования ресурсов, при формулировании вывода об эффективности использования федеральных и иных ресурсов вывод может быть сделан о недостаточной эффективности (неполной эффективности, результативности не в полной мере и т.п.) с одновременным указанием соответствующих нарушений, недостатков, проблем.
Имеет место достижение запланированного результата, что является позитивным фактом деятельности объекта аудита эффективности. Критерии, разработанные на основе базового критерия 1, соблюдены.
Вместе с тем при достижении запланированных результатов увеличились затраты ресурсов (финансовых, временных, трудовых и т.п., например, увеличено финансирование и сроки строительства объектов инфраструктуры) по сравнению с первоначальным планом. Таким образом, критерии, разработанные на основе базового критерия 2, не соблюдены.
Однако такое увеличение могло быть обусловлено объективными причинами: изменились экономические условия, а первоначально запланированные ресурсы были использованы с максимальной отдачей. В этой связи были выделены и использованы дополнительные ресурсы для достижения запланированных результатов. Результаты, несмотря на их получение с некоторой задержкой, используются выгодоприобретателями (т.е. достигнуты не только непосредственные, но и конечные результаты). Таким образом, критерии, разработанные на основе базовых критериев 3А и 3Б, соблюдены.
При этом необходимость в дополнительных ресурсах (к уже использованным) отсутствует. Критерии, разработанные на основе базового критерия 4, также соблюдены.
Такую деятельность можно признать в целом эффективной.
Однако несоблюдение критериев, разработанных на основе базовых критериев 3А и 3Б, кардинальным образом меняет вывод относительно эффективности. В частности, если:
имеет место увеличение затрат ресурсов не в связи с объективными обстоятельствами, а в результате, например, несоблюдения требований по применению нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства;
достигнутые результаты не введены в эксплуатацию;
достигнутые результаты не используются выгодоприобретателями (в частности, в связи со слишком поздним достижением результатов потребность в них уже отсутствует).
В таких случаях деятельность нельзя признать в полной мере эффективной.
7.3. В рамках формулирования общего вывода относительно неэффективности использования ресурсов рекомендуется установить причины неэффективного использования ресурсов, тех или иных отклонений обнаруженных фактов от разработанных критериев (например, отсутствие результатов при имеющихся затратах ресурсов). В этой связи в рамках аудита эффективности могут быть сделаны выводы в части наличия проблем в следующих процессах:
распределения ресурсов (по получателям таких ресурсов);
контроля за использованием ресурсов;
Следует подчеркнуть, что такие выводы могут быть сделаны только по итогам оценки эффективности всего процесса по преобразованию ресурсов в результаты, т.е. в увязке с оценкой достигнутых результатов при определенном уровне затрат ресурсов. Особое внимание рекомендуется уделять достаточности нормативного правового регулирования процессов в сфере контроля за использованием ресурсов.
Имеющиеся нарушения и недостатки, проблемы в планировании ресурсов, их распределении, контроле за их распределением и т.п. могут служить основанием для вывода о неэффективности соответствующих процессов только в том случае, если они привели к недостижению результатов и (или) завышению затрат ресурсов. В противном случае при формулировании выводов в рамках аудита эффективности можно указывать на сам факт наличия определенных нарушений и недостатков (например, несоответствия процедуры планирования установленным требованиям), проблем - без увязки с оценкой эффективности. При этом такие выводы рекомендуется формулировать, например, в рамках цели по финансовому аудиту (контролю) при наличии такой цели.
7.3(1). В случае если в соответствии с абзацем четвертым пункта 3.2.3 Стандарта и пунктом 2.6 Методических рекомендаций сформирована отдельная цель по оценке влияния достижения непосредственных результатов на достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов с учетом внутренних и внешних условий, формулируется отдельный вывод в части такого влияния.
7.4. При формулировании выводов по результатам сравнения обнаруженных фактов с критериями рекомендуется учитывать масштаб отклонений от таких критериев. Уровень допустимых отклонений от критериев зависит от уровня существенности и аудиторского риска при аудите эффективности, в том числе ценности выводов для заинтересованных лиц. В случае отсутствия нормативно (или документально) закрепленных значений отклонений уровень допустимых отклонений может быть определен на основании профессионального суждения в контексте аудита эффективности.
Имеет место увеличение сроков строительства и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства на 5 дней. Объект построен в целях проведения международного мероприятия, полноценная эксплуатация объекта до проведения мероприятия не планировалась. В результате объект введен в эксплуатацию с задержкой, но до начала реализации международного мероприятия и без увеличения затрат иных ресурсов. Указанное отклонение от запланированных сроков строительства (отклонение от критерия "Своевременность строительства и ввода в эксплуатацию объекта") может считаться допустимым.
В ходе реализации проекта была уплачена государственная пошлина за совершение юридически значимых действий. Уплата такой пошлины не была учтена при планировании первоначальных объемов расходов на реализацию проекта. В этой связи произошло отклонение от соответствующего критерия. Однако участник проекта не мог не заплатить такую пошлину. При этом все результаты (как конечные, так и непосредственные) достигнуты. Такое отклонение может считаться допустимым с точки зрения вывода об эффективности использования ресурсов. Однако следует обратить внимание на отдельные недостатки планирования (при возможности учета расходов на уплату государственной пошлины на этапе планирования ресурсов).
7.5. По результатам аудита эффективности в рамках подготавливаемых в соответствии со Стандартом документов формулируются предложения (рекомендации), а также требования (при необходимости) в части:
принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, повлиявших на достижение объектом аудита эффективности запланированных результатов и (или) увеличение объема использованных ресурсов;
выбора альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов, решения проблем в соответствующей отрасли, устранения пробелов в законодательном регулировании в сфере предмета аудита эффективности и решения иных проблем, не связанных с выявленными нарушениями и недостатками, но приводящих к неэффективному использованию ресурсов;
принятия необходимых (в том числе дополнительных) мер в связи с выявленным в ходе аудита эффективности влиянием внешних и внутренних условий на достижение результатов и использование ресурсов;
совершенствования процедур (в том числе контрольных), процессов использования федеральных и иных ресурсов, а также деятельности объекта аудита эффективности.
7.6. На заключительном этапе мероприятия с применением аудита эффективности рекомендуется подготавливать проекты информационных писем в адрес заинтересованных органов и организаций, в том числе не являющихся объектами аудита и, например, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере деятельности (отрасли). Такие информационные письма в адрес указанных заинтересованных органов и организаций могут содержать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности (отрасли), сформированные с учетом выявленных при проведении аудита эффективности нарушений, недостатков и проблем.
7.7. В подготовленных по результатам аудита эффективности требованиях, предложениях (рекомендациях) рекомендуется отражать те действия, которые объекту аудита эффективности, иным заинтересованным органам и организациям следует предпринять (реализовать) для улучшения достигнутых результатов и (или) сокращения используемых (возмещения использованных) ресурсов. Такие действия могу быть в том числе направлены на:
сокращение используемых ресурсов (экономию ресурсов), улучшение финансовых результатов использования ресурсов. Например, сокращение расходов на закупку товаров (работ, услуг), на административно-управленческий персонал; вовлечение в оборот неиспользуемого недвижимого имущества; увеличение доходов от размещения временно свободных денежных средств и т.п. Выгода от реализации таких действий объектом аудита эффективности, иными заинтересованными органами и организациями может быть оценена количественно и, как правило, в денежном эквиваленте (например, экономия любых видов ресурсов может быть приведена в денежном выражении);
улучшение нефинансовых результатов: по количеству и (или) качеству; получение принципиально иных результатов (результатов иного уровня - не только непосредственных, но и конечных результатов). Например, увеличение количества граждан, которым оказаны услуги, а также удовлетворенность таких граждан оказанными услугами. Выгода от реализации таких действий объектом аудита эффективности, иными заинтересованными органами и организациями может быть хотя бы частично оценена количественно (как степень улучшения результатов);
реализацию иных мер, которые связаны с улучшением процессов и напрямую не поддаются количественной оценке, - совершенствование процессов планирования результатов, системы внутреннего контроля и т.п.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей