Подходы к дальнейшему развитию и совершенствованию межбюджетных отношений

В рамках поэтапного возвращения к бюджетному процессу, действовавшему до введения санитарно-эпидемиологических ограничений, на 2021 год продлены отдельные временные нормы о снятии ограничений в бюджетном процессе:

- возможность превышения по итогам исполнения бюджета предельных объемов долга и дефицита на сумму бюджетных ассигнований, направленных на профилактику и устранение последствий коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов;

- возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись (с превышением общего объема расходов) без внесения изменений в закон о бюджете в случаях перераспределения бюджетных ассигнований на мероприятия, связанные с профилактикой, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции; перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита, отражения дотаций, полученных из других бюджетов;

- возможность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимать решения по перераспределению (распределению) между муниципальными образованиями субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, если они предусмотрены на мероприятия, связанные с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;

- возможность для дотационных регионов (кроме высокодотационных) устанавливать и исполнять расходные обязательства антикризисного характера (не отнесенные к собственным полномочиям).

До 1 января 2022 года также будут приостановлены положения Бюджетного кодекса, связанные с оценкой долговой устойчивости в сфере заимствований и управления долгом, а также основаниями и порядком введения временной финансовой администрации.

Срок предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета продлен на постоянной основе с 90 до 240 дней при условии его возврата не позднее 15 декабря.

В целях обеспечения долговой устойчивости региональных и местных бюджетов также продлены нормы, устанавливающие право предоставления горизонтальных бюджетных кредитов (между регионами и между муниципалитетами одного региона).

В целях сокращения избыточного регулирования полномочий регионов, минимизации неэффективных расходов региональных бюджетов, повышения эффективности государственного управления, а также высвобождения финансовых ресурсов за счет отказа от избыточных и устаревших норм и требований в целях регионального развития будет продолжена работа по дерегулированию на федеральном уровне полномочий регионов и муниципальных образований. В том числе, вводится механизм контроля за предотвращением роста расходов региональных и местных бюджетов в результате федеральных решений (постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. N 1106) - с 1 января 2022 года по всем проектам актов федерального уровня, касающихся полномочий и расходных обязательств регионов и муниципалитетов, будет проводиться оценка регулирующего воздействия (ОРВ). При этом, если заключение ОРВ отрицательное, дальнейшую судьбу проекта акта определит Правительственная комиссия по региональному развитию.

Для стимулирования инфраструктурного развития регионов и наращивания экономического потенциала их территорий созданы следующие условия:

- запущен принципиально новый инструмент развития регионов - инфраструктурные бюджетные кредиты. Предоставление бюджетных кредитов планируется в сумме 500 млрд. рублей и будет обеспечено в рамках доведенных до субъектов Российской Федерации лимитов, а также по итогам конкурсного отбора (на 15 лет с погашением, начиная с 3 года предоставления, под 3% годовых);

- изменен график погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам;

- обеспечена возможность финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры (в целях реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, высвобождаемых в 2021 - 2024 годах в результате реструктуризации бюджетных кредитов, в общей сумме 628,6 млрд рублей;

- предусмотрено списание задолженности по бюджетным кредитам за счет дополнительного поступления налогов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов.

В целях выравнивания долговой нагрузки субъектов Российской Федерации по коммерческим кредитам в 2021 году регионам предоставляются бюджетные кредиты на замещение рыночных обязательств субъектов и муниципальных образований (исходя из доведения их доли до 25% объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета). Предоставление указанных кредитов осуществляется на срок до 2029 года включительно по ставке 0,1% годовых (соглашения заключены с 28 регионами на сумму 318,4 млрд рублей).

Также на 2021 год в федеральном бюджете дополнительно предусмотрен резерв дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации - в общем объеме 100 млрд. рублей, из которых 50 млрд рублей уже распределены между 55 субъектами Российской Федерации. Предложения по распределению оставшейся части резерва будут формироваться с учетом проводимого мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В среднесрочной перспективе ключевое условие эффективного развития регионов - наращивание собственной доходной базы. Продолжается работа по привлечению инвестиций, созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в регионах и новых рабочих мест за счет создания особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития, в том числе в моногородах.

Также в целях создания дополнительного стимула к развитию потенциала ряда субъектов Российской Федерации реализуются индивидуальные программы социально-экономического развития.