I. Предпосылки социально-экономического развития Северного Кавказа

Регионы Северного Кавказа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.

Исключительными конкурентными позициями являются трансграничное положение, высокий уровень газификации - 95,8% (по Российской Федерации - 70,1%), высокая доля соответствующих качественных региональных автодорог - 58,0% (по РФ - 44,2%), энергоизбыточность (+ 1,2 млрд кВт/ч), природно-климатические условия.

В округе развит человеческий потенциал: естественный прирост населения - 62,4 тыс. чел. (в РФ - убыль 317,2 тыс. чел.), высокая плотность населения - 58 чел. на кв. км (в РФ - 9), доля детского населения по отношению к трудоспособному - 41,2% (Российская Федерация - 33,2 процента).

При этом округ характеризуется низкой экономической базой: слабой концентрацией высокомаржинальных производств, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью МСП в структуре оборота Северо-Кавказского федерального округа - 47,0% (Российская Федерация - 25,0%);

Собственные налоговые и неналоговые доходы в общем объеме доходов варьируются от 16,6% в Республике Ингушетия до 65,5% в Ставропольском крае (в среднем по Российской Федерации - 81,0%). Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских, системной проблемой регионов является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.

В результате в Северо-Кавказском федеральном округе в сравнении с Российской Федерацией средняя заработная плата в 1,6 раза ниже, уровень безработицы самый высокий в стране - 14,6% (Российская Федерация - 6,2%) на фоне развитого "теневого сектора". В расчете на душу населения ВРП в 2,9 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал в 2,14 раза меньше и самый низкий среди федеральных округов.