9.1. Стороны Соглашения строят свою работу на основе государственной политики в области охраны труда, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников, создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по охране труда, промышленной безопасности и санитарно-гигиенического благополучия.
Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем, исходя из специфики его деятельности, в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2012, регистрационный N 23513).
9.2. Профильные департаменты Минспорта России и Объединение работодателей оказывают содействие Профсоюзу по внедрению на объектах отрасли следующих организационных решений:
9.2.1. Осуществление работ по охране труда, противопожарной и экологической безопасности, направленных на снижение риска возникновения несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
9.2.2. Регулирование вопросов безопасности и охраны труда работников в организациях отрасли, спортсменов и тренеров на спортивных сооружениях, в рамках действующего федерального законодательства, национальных стандартов, существующей нормативной правовой базы;
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.03.2022 в ТК РФ внесены значительные изменения. Упомянутая норма ст. 212 соответствует ст. 214 новой редакции.
9.2.3. Согласование Программы первоочередных мер по улучшению условий труда и снижению травматизма среди работников отрасли, спортсменов и тренеров на 2021 - 2023 годы, разработанной Профсоюзом в рамках системы управления охраной труда в отрасли, в соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, на основе Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с использованием рекомендаций следующих ГОСТ:
- ГОСТ 12.0.230-2007 Межгосударственный стандарт. ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования;
- ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию;
- ГОСТ Р 12.0.008-2009 Национальный стандарт Российской Федерации. ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит);
- ГОСТ Р 12.0.009-2009 Национальный стандарт Российской Федерации. ССБТ. Системы управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению;
- ГОСТ Р ИСО 45001-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению;
- ГОСТ Р12.0.010-2009 Национальный стандарт Российской Федерации. ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
Основные направления Программы:
а) вывод из эксплуатации травмоопасного оборудования, машин и механизмов;
б) сокращение тяжелого физического труда, особенно женщин;
в) улучшение условий и охраны труда женщин и подростков;
г) улучшение условий и охраны труда инвалидов;
д) строительство и реконструкция санитарно-бытовых помещений;
е) создание отраслевой информационной консультативной базы данных нормативно-правовых документов по охране труда, а также - технологических решений, улучшающих условия труда в организациях отрасли;
9.2.4. Создание и укрепление отраслевой службы охраны труда;
9.2.5. Организация центров охраны труда (учебно-методические центры и центры повышения квалификации специалистов) для обучения работников отрасли;
9.2.6. Создание комитетов (комиссий) по охране труда в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации;
9.2.7. Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта;
9.2.8. Разработка отраслевого стандарта по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;
9.2.9. Создание в отрасли структуры, обеспечивающей лечебно-профилактические меры по предотвращению профессиональных заболеваний;
9.2.10. Формирование статистического учета и отчетности по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости работников отрасли, выполнению мероприятий по охране труда и обеспечению работников компенсационными выплатами за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
9.2.11. Обобщение и распространение зарубежного и отечественного опыта по улучшению условий и охраны труда в отрасли;
9.2.12. Содействие Профсоюзу в проведении независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников.
9.3. Работодатели организаций отрасли обязаны:
а) представление информации и документов, необходимых для осуществления органами государственного надзора и/или профсоюзного контроля своих полномочий;
б) выполнение представлений органов государственного надзора и/или профсоюзного контроля в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами сроки;
9.3.2. Разрабатывать и утверждать по согласованию с профсоюзными организациями инструкции по охране труда для работников;
9.3.3. Обеспечивать проведение инструктажа по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
9.3.4. Запрещать допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж и обучение по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
9.3.5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), получение необходимых документов, подтверждающих, что работник не состоит на учете в психиатрических и наркологических диспансерах, внеочередных медицинских осмотров (обследований), с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований);
9.3.6. Установить и обеспечить по согласованию с профсоюзными организациями нормы бесплатной выдачи работникам лечебно-профилактического питания, витаминизации, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения;
9.3.7. Обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, в том числе тех, чья трудовая функция состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта;
9.3.8. Участвовать на паритетных началах совместно с профсоюзными организациями в рассмотрении споров, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации об условиях и охране труда, обязательств, установленных Соглашением, изменением условий труда и установлением размера доплат за тяжелые и вредные условия труда;
9.3.9. Обеспечить порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации, с включением в их состав представителей профсоюзов, имеющих соответствующую подготовку по охране труда;
9.3.10. Создать условия для работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзной организации и членов совместных комитетов (комиссий) по охране труда, обеспечив их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами, а также обеспечить освобождение их от работы с сохранением средней заработной платы на время обучения по охране труда;
9.3.11. Повышать заинтересованность уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзной организации, предусмотрев доплату к должностным окладам в соответствии с коллективным договором;
9.3.12. Предусмотреть введение в штатное расписание должности специалиста по охране труда при численности работников организации отрасли более 10 человек либо привлечение специалиста (организации), оказывающего услуги в области охраны труда;
9.3.13. Внедрять систему управления охраной труда, построенную на передовых международных и отечественных принципах;
9.3.14. Предусмотреть возможность создания медицинских пунктов для лечебно-профилактического и медицинского обслуживания работников в организациях отрасли с выделением необходимых денежных средств для их содержания и для приобретения медицинского оборудования, инструмента, материалов, медикаментов;
9.3.15. Обеспечить условия и охрану труда женщин, в том числе:
ограничить применение труда женщин на работах в ночное время;
осуществить комплекс мероприятий по исключению женского труда на тяжелых физических работах и работах с вредными и/или опасными условиями труда;
в случае необходимости выделять рабочие места в подразделениях для труда беременных женщин, нуждающихся в переводе на легкую работу;
выполнить мероприятия по механизации ручных и тяжелых физических работ в целях внедрения новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин;
9.3.16. Обеспечить условия труда молодежи, в том числе:
исключить использование труда лиц в возрасте до 18 лет на тяжелых физических работах и работах с вредными и/или опасными условиями труда;
по просьбе лиц, обучающихся без отрыва от производства, вправе устанавливать индивидуальные режимы труда;
9.3.17. Обеспечить условия и охрану труда инвалидов;
9.3.18. Обеспечить квоту для приема на работу инвалидов в соответствии с действующим законодательством;
9.3.19. Обеспечить выполнение содержания профессиональных стандартов и требования об обязательности их применения (статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
9.4.1. Представлять интересы пострадавших работников при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, интересы работников по вопросам условий и охраны труда, безопасности на производстве;
9.4.2. Готовить предложения, направленные на улучшение работы по охране труда, здоровья, условиям работы в организациях отрасли;
9.4.3. Создать правовую и техническую инспекцию труда в соответствии со структурой отраслевой службы охраны труда и организовать обучение инспекторов не реже чем один раз в три года;
9.4.4. Организовать с профсоюзными органами на местах, в рамках социального партнерства:
1) контроль за состоянием условий охраны труда и выполнением работодателями своих обязанностей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
2) формирование и организацию деятельности совместных комиссий по охране труда в организациях отрасли, обеспечение уполномоченных лиц и членов комиссий правилами, инструкциями, другими нормативными документами по охране труда;
3) проведение контроля состояния охраны труда, пожарной и экологической безопасности в пределах своей компетенции;
4) контроль за расходованием средств на охрану труда, социальную защиту и оздоровление работников и членов их семей;
9.4.5. Осуществлять профсоюзный контроль и участвовать в работе комиссий, проводящих комплексные обследования в структурных подразделениях по вопросам промышленной безопасности и охраны труда в пределах своей компетенции;
9.4.6. Контролировать исполнение законодательства при возмещении вреда работникам (а также семье погибшего, умершего кормильца), получившим профессиональное заболевание или пострадавшим от несчастных случаев на производстве.
9.5. При выявлении нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, Профсоюз, профсоюзные органы в организации отрасли, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения выявленных нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер (пункты 3 и 4 статьи 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
При невыполнении требований по устранению нарушений, в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, Профсоюз вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.
Работодатель, должностное лицо обязан в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить Профсоюзу о результатах его рассмотрения и о принятых мерах, а также не применять каких-либо мер дисциплинарного воздействия и не преследовать работников, отказывающихся от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для их жизни и здоровья. Наличие опасности фиксируется актом произвольной формы за подписями уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзной организации и представителей администрации работодателя либо представителей уполномоченных на то государственных органов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей