Прием на обучение в соответствии со стандартом, утв. данным документом, прекращается 31 декабря 2023 года (Приказ Минпросвещения России от 28.08.2023 N 640).

Таблица 2. Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Таблица 2

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

(час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3618

2412

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

786

524

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 11

ПК 3.3

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 11

ПК 3.3

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1 - 12

ПК 1.2, 2.2,

2.3, 3.4

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

190

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 1 - 12

ПК 1.1, 3.3

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

380

190 <1>

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 1 - 3,

6 - 10

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.8,

3.3 - 3.5

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный учебный цикл

186

124

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

применять математические методы для решения профессиональных задач;

решать комбинаторные задачи, находить вероятность событий;

анализировать результаты измерения величин с допустимой погрешностью, представлять их графически;

выполнять приближенные вычисления;

проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований;

знать:

понятие множества, отношения между множествами, операции над ними;

основные комбинаторные конфигурации;

способы вычисления вероятности событий;

способы обоснования истинности высказываний;

понятие положительной скалярной величины, процесс ее измерения;

стандартные единицы величин и соотношения между ними;

правила приближенных вычислений и нахождения процентного соотношения;

методы математической статистики;

ЕН.01. Математика

ОК 2, 4 - 9

ПК 1.4, 1.5,

2.4, 3.3

уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

применять современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий;

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) для поиска информации, необходимой для решения профессиональных задач;

знать:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий;

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (в том числе текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;

назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.

ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.8,

3.1 - 3.5

П.00

Профессиональный учебный цикл

2646

1764

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1008

672

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи;

применять знания по анатомии в профессиональной деятельности;

определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой;

знать:

основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии и анатомии человека;

строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с анализаторами;

основные закономерности роста и развития организма человека;

возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;

анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;

ОП.01. Анатомия

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.2,

2.4 - 2.6,

3.2 - 3.3

уметь:

измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;

оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;

оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;

использовать знания биохимии для определения нагрузок при занятиях физической культурой;

знать:

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека;

регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

роль центральной нервной системы в регуляции движений;

особенности физиологии детей, подростков и молодежи;

взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;

физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;

механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;

физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости;

физиологические основы спортивного отбора и ориентации;

биохимические основы развития физических качеств;

биохимические основы питания;

общие закономерности и особенности обмена веществ при занятиях физической культурой;

возрастные особенности биохимического состояния организма;

ОП.02. Физиология с основами биохимии

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.2,

2.4 - 2.8,

3.2 - 3.5

уметь:

использовать знания гигиены в профессиональной деятельности, в том числе в процессе гигиенического просвещения обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих);

составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера физических нагрузок;

определять суточный расход энергии, составлять меню;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях, при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-тренировочного процесса;

знать:

основы гигиены детей и подростков;

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

понятие медицинской группы;

гигиеническое значение биологических факторов внешней среды при занятиях физической культурой;

вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности;

основы профилактики инфекционных заболеваний;

основы гигиены питания детей, подростков и молодежи;

гигиенические требования к спортивным сооружениям и оборудованию мест учебно-тренировочных занятий;

гигиеническую характеристику основных форм занятий физической культурой и спортом детей, подростков и молодежи;

основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, спортом;

особенности гигиены инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;

гигиенические основы закаливания;

физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании;

ОП.03. Гигиенические основы физического воспитания

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.8,

3.1 - 3.5

уметь:

применять знания по биомеханике в профессиональной деятельности;

проводить биомеханический анализ двигательных действий;

знать:

основы кинематики и динамики движений человека;

биомеханические характеристики двигательного аппарата человека;

биомеханику физических качеств человека;

половозрастные особенности моторики человека;

биомеханические основы физических упражнений базовых и новых физкулътурно-спортивных видов деятельности, избранного вида спорта;

ОП.04. Биомеханика

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.8, 3.1 - 3.5

уметь:

оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

ОП.05. Педагогика

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.8,

3.1 - 3.5

уметь:

применять знания по психологии при решении педагогических задач;

выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

знать:

особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

основы психологии личности;

закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

возрастную периодизацию;

возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании, в том числе при организации физкультурно-спортивной деятельности;

особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

групповую динамику;

основы психологии творчества;

психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности;

психологические основы обучения двигательным действиям;

ОП.06. Психология

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.8,

3.1 - 3.5

уметь:

ориентироваться в современных проблемах образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

использовать терминологию коррекционной педагогики и коррекционной психологии;

анализировать факторы и условия развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с характером дефекта развития или патологии;

анализировать опыт работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития учителя общеобразовательной организации;

знать:

основные этапы истории коррекционной педагогики, коррекционной психологии и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

понятийный аппарат коррекционной педагогики и коррекционной психологии;

этиологию нарушений психофизического развития;

классификации нарушений в развитии и поведении детей и подростков;

общие и специфические закономерности социального, психического и физического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических нарушениях;

возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;

цели, задачи и структуру современной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и зарубежных странах, перспективы ее развития;

психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, тяжелыми нарушениями речи, тяжелыми и множественными нарушениями здоровья;

педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков;

ОП.07. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.8,

3.1 - 3.5

уметь:

ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;

использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для повышения интереса к физической культуре и спорту, организации физкультурно-спортивной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса;

правильно использовать терминологию в области физической культуры и спорта;

оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;

находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры и спорта, необходимую для профессионального самообразования и саморазвития;

знать:

понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий;

историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения;

современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки детей, подростков и молодежи;

задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;

средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки детей, подростков и молодежи и их дидактические и воспитательные возможности;

основы теории обучения двигательным действиям;

теоретические основы развития физических качеств;

основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом;

механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания и занятий спортом;

мотивы занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития у детей, подростков и молодежи;

понятие "здоровый образ жизни" и основы его формирования средствами физической культуры у детей, подростков, молодежи;

структуру и основы построения процесса спортивной подготовки;

основы методики совершенствования различных сторон подготовленности спортсменов: технической, тактической, психологической, физической;

основы теории соревновательной деятельности;

ОП.08. Теория и история физической культуры и спорта

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.8,

3.1 - 3.5

уметь:

ориентироваться в истории и тенденциях развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

правильно использовать терминологию в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм адаптивного физического воспитания;

знать:

основные понятия и термины адаптивной физической культуры;

историю адаптивной физической культуры;

виды адаптивной физической культуры, их характеристику;

функции адаптивной физической культуры;

принципы адаптивной физической культуры;

образовательное, научное, правовое и информационное пространство адаптивной физической культуры в Российской Федерации;

организацию адаптивного физического воспитания в системе массового образования;

материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

государственные и общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов и лицами с отклонениями в состоянии здоровья;

ОП.09. Теория и организация адаптивной физической культуры

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.8,

3.1 - 3.5

уметь:

проводить обследование с целью выявления медико-социальных проблем (включая расспросы, осмотр, ознакомление с документами, общение с близкими (родителями), медицинскими работниками);

выявлять медико-социальные проблемы и намечать пути их решения средствами адаптивной физической культуры;

знать:

основные понятия общей патологии;

общее учение о болезни, понятия "здоровье" и "болезнь";

этиологию и патогенез;

понятие и предмет тератологии;

классификацию врожденных пороков развития;

основы частной патологии;

медицинские показания и противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой;

основы врачебного контроля в адаптивной физической культуре;

ОП.10. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.8,

3.1 - 3.5

уметь:

использовать нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в профессиональной деятельности;

защищать свои права, права инвалидов в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;

анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;

знать:

основные положения Конституции Российской Федерации;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

понятие и основы правового регулирования в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, в том числе регулирование деятельности общественных объединений физкультурно-спортивной направленности;

основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

основные принципы и подходы к социальной адаптации инвалидов;

социально-правовой статус учителя, преподавателя, организатора адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;

правила оплаты труда;

понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

виды административных правонарушений и административной ответственности;

нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

ОП.11. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОК 1 - 12,

ПК 1.1 - 1.6,

2.4 - 2.8,

3.1 - 3.5

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.12. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.8,

3.1 - 3.5

ПМ.00

Профессиональные модули

1638

1092

ПМ.01

Организация физкультурно-спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа планов и процесса проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий, разработки предложений по их совершенствованию;

определения цели и задач, планирования, проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий, разработки предложений по их совершенствованию;

ведения документации, обеспечивающей организацию физкультурно-спортивных мероприятий и занятий;

уметь:

выполнять профессионально значимые двигательные действия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности;

использовать терминологию базовых видов физкультурно-спортивной деятельности;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, специфики заболевания;

комплектовать состав группы и сохранять состав занимающихся в течение срока обучения;

подбирать оборудование и инвентарь для занятий с учетом их целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;

осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения, имеющими отклонения в состоянии здоровья, проводить простейшие функциональные пробы;

на основе медицинских заключений, под руководством врача участвовать в разработке комплексов и проводить индивидуальные и групповые занятия лечебной физической культурой;

знать:

терминологию базовых видов физкультурно-спортивной деятельности;

технику профессионально значимых двигательных действий базовых видов физкультурно-спортивной деятельности;

содержание, формы организации и методику проведения занятий по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;

методику обучения двигательным действиям базовых видов физкультурно-спортивной деятельности;

особенности и методику развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности;

основы судейства по базовым видам спорта;

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными категориями занимающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

требования к планированию и проведению физкультурно-оздоровительных занятий адаптивной физической культурой;

технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю;

обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре;

особенности обучения двигательным действиям инвалидов различных групп;

методику развития физических качеств в адаптивной физической культуре;

частные методики адаптивной физической культуры;

средства и формы адаптивной двигательной рекреации;

средства, формы и методы занятий лечебной физической культурой, классификацию физических упражнений в лечебной физической культуре;

значение лечебной физической культуры в лечении заболеваний и травм, механизмы лечебного воздействия физических упражнений;

основы методики лечебной физической культуры при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

понятие о массаже, физиологические механизмы влияния массажа на организм;

основные виды и приемы массажа;

показания и противопоказания при назначении массажа и лечебной физической культуры.

МДК.01.01. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздоровительной тренировки лиц с ограниченными возможностями здоровья

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6

МДК.01.02. Организация физкультурно-спортивной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья

МДК.01.03. Лечебная физическая культура и массаж

ПМ.02

Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде адаптивного спорта

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа учебно-тематических планов и процесса учебно-тренировочной и физкультурно-спортивной деятельности, разработки предложений по его совершенствованию;

определения цели и задач, планирования, проведения, анализа и оценки учебно-тренировочных занятий;

применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

проведения диагностики уровня физической подготовленности занимающихся;

наблюдения, анализа и самоанализа занятий, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

ведения учебно-методической документации;

уметь:

использовать различные методы и формы организации учебно-тренировочных занятий, строить их с учетом возрастных особенностей и специфики заболеваний;

подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;

использовать различные методы и приемы обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств;

показывать изучаемые двигательные действия;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с занимающимися;

проводить педагогический контроль на занятиях;

оценивать процесс и результаты деятельности;

судить соревнования в избранном виде адаптивного спорта на массовом уровне;

знать:

олимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, специфику каждого из них;

приемы, способы страховки и самостраховки;

методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебно-тренировочных занятиях;

формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими;

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы спортивной тренировки в избранном виде адаптивного спорта;

требования к планированию учебно-тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом уровня квалификации спортсменов и специфики заболеваний;

формы организации тренировочного процесса, принципы спортивной тренировки, содержание и структуру спортивной тренировки в адаптивном спорте;

теорию спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, систему соревнований;

правила соревнований адаптивного спорта;

виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

МДК.02.01. Избранный вид адаптивного спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов

ОК 1 - 12

ПК 2.1 - 2.8

ПМ.03

Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа тренировочных комплексов в избранном виде адаптивного спорта, физкультурно-оздоровительных комплексов, участия в их разработке;

изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам адаптивной физической культуры и спорта;

самоанализа и анализа деятельности других педагогов, тренеров, оценивания образовательных, а также спортивных технологий в адаптивной физической культуре и спорте;

оформления портфолио спортивно-педагогических достижений;

презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.;

участия в учебно-исследовательской работе и представления ее результатов под руководством научного руководителя;

уметь:

анализировать примерные программы учебно-спортивной подготовки и организации физкультурно-спортивной деятельности;

определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании учебно-тренировочного процесса и физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и молодежи, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

осуществлять календарно-тематическое планирование с учетом особенностей возраста, вида спорта, специфики заболеваний воспитанников;

сравнивать эффективность применяемых методов оздоровительной физической культуры и методов спортивной тренировки в адаптивной физической культуре и спорте;

определять пути самосовершенствования педагогического, спортивного мастерства;

готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

определять цели, задачи, планировать учебно-исследовательскую работу с помощью руководителя;

использовать методы и методики педагогического исследования, подобранные совместно с руководителем;

оформлять результаты исследовательской работы;

знать:

взаимосвязь научной, методической, учебной деятельности в области адаптивной физической культуры и спорта;

теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту;

теоретические основы планирования учебно-тренировочного процесса, физкультурно-спортивной работы;

логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту;

методы и средства измерений в физическом воспитании и спорте.

МДК.03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по адаптивной физической культуре и спорту

ОК 1 - 12

ПК 3.1 - 3.5

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

1512

1008

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5130

3420

УП.00

Учебная практика

14 нед.

504

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 3.5

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

--------------------------------

<1> Учебная нагрузка по дисциплине "Физическая культура" в связи со спецификой специальности учитывается в объеме времени, отводимом на освоение МДК.01.01. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздоровительной тренировки лиц с ограниченными возможностями здоровья.