Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31 декабря 2023 года (Приказ Минпросвещения России от 18.09.2023 N 698).

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных

рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

260

180

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в среде профессиональной деятельности;

знать:

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые и организационные основы охраны труда в организации;

источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;

методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов, а именно: физических (вибрации, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений, механического силового воздействия), факторов комплексного характера;

права и обязанности работников в области охраны труда;

перечень и основное содержание нормативных документов по охране труда на производстве

ОП.01. Охрана труда

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.2

ПК 3.1 - 3.2

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.3

уметь:

подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

применять материалы при выполнении работ;

знать:

общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

общие сведения о строении материалов;

общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов (натуральных и химических волокон, пряжи, нитей)

ОП.02. Основы материаловедения

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.2

ПК 3.1 - 3.2

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.3

уметь:

ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции (по видам);

применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях;

рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;

производить расчеты заработной платы;

знать:

основные принципы рыночной экономики;

понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;

принцип деятельности, виды, характеристику и основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;

основные технико-экономические показатели производства (фондоотдача, фондоемкость, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, производительность труда в натуральном и стоимостном выражении, норму выработки, норму времени, сдельную расценку, прибыль, рентабельность);

механизмы ценообразования;

формы оплаты труда

ОП.03. Экономика организации

ОК 1 - 7

ПК 5.1 - 5.3

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

32

ОП.04. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.2

ПК 3.1 - 3.2

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

524

356

ПМ.00

Профессиональные модули

524

356

ПМ.01

Обслуживание и эксплуатация оборудования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проверки исправности вязального, швейного и кеттельного оборудования;

подготовки оборудования к работе;

наладки и регулирования режимов работы оборудования;

установки необходимых механизмов и приспособлений для проведения технологического процесса;

выявления и устранения причин мелких поломок оборудования;

соблюдения правил техники безопасности при работе с оборудованием;

планирования работ по обслуживанию оборудования и осуществлению контроля их выполнения, исходя из целей и способов деятельности, определенных руководителем;

работы с техническими инструкциями и регламентами обслуживания и эксплуатации оборудования;

ведения служебной переписки, оформления первичной документации по обслуживанию и эксплуатации оборудования;

уметь:

проверять исправность и готовность оборудования к работе;

пользоваться контрольно-измерительными приборами для контроля технологического процесса;

выполнять требования техники безопасности при обслуживании и эксплуатации технологического оборудования;

осуществлять наладку, настройку и регулировку деталей и механизмов оборудования;

ремонтировать мелкие поломки деталей и механизмов оборудования и устранять вызывающие их причины;

оформлять документацию на технический осмотр и ремонт оборудования;

пользоваться техническими инструкциями и регламентами обслуживания и эксплуатации оборудования;

вести документацию по обслуживанию и эксплуатации оборудования;

производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

знать:

типы и назначение оборудования вязально-швейного производства;

устройство оборудования, приспособлений и контрольно-измерительных приборов вязально-швейного производства;

назначение конструктивных элементов оборудования и их функциональное влияние на его эксплуатацию;

основные приемы работы на оборудовании;

типичные причины возникновения и способы устранения неисправностей оборудования;

правила наладки, обслуживания и эксплуатации оборудования;

правила техники безопасности при работе с оборудованием;

правила оформления служебных документов в сфере профессионально-трудовой деятельности;

основы техники измерений;

принципы автоматизации рабочего места

МДК.01.01. Основы обслуживания и эксплуатации оборудования вязального производства

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

МДК.01.02. Основы обслуживания и эксплуатации оборудования швейного производства и кеттельных машин

МДК.01.03. Основы автоматизации вязально-швейного производства

ПМ.02

Ведение технологических процессов вязального производства

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения процесса вязания полотен, купонов, изделий;

проверки качества готовой продукции, предупреждения и устранения дефектов;

уметь:

контролировать качество поступающего сырья и паковки с пряжей и нитями;

заправлять машину пряжей, нитями, производить заработку машины;

производить заработку изделия, полотен после заправки;

менять иглы, бобины, надевать петли деталей изделий или полотна на иглы при срывах;

производить смену игольной плитки;

ликвидировать обрыв нитей;

присучивать концы нитей;

вязать полотно, купоны и детали изделия различными видами переплетений;

переключать клинья игольных замков на различные виды переплетений;

сбавлять и прибавлять петли при вязании деталей изделий;

выполнять подъем петель и подштобку сбросов;

разделять и комплектовать купоны и детали изделий;

проверять соответствие размеров, отбирать некачественные изделия;

знать:

устройство, работу и взаимодействие основных механизмов обслуживаемого оборудования;

процесс петлеобразования вязальным и трикотажным способами, виды переплетений;

рабочие приемы по обслуживанию вязального оборудования;

оптимальные величины регулирования плотности вязания;

технологический процесс изготовления полотен, купонов, изделий;

ГОСТы и техническое описание на текстильную продукцию, инструкции по определению сортности

МДК.02.01. Основы технологии вязального производства

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.2

ПМ.03

Ведение технологических процессов швейного производства

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения средней сложности швейных операций по пошиву текстильной продукции;

проверки качества готовой продукции, предупреждения и устранения дефектов;

уметь:

выполнять операции средней сложности по пошиву текстильных изделий;

заправлять сшивающий механизм машины; ликвидировать обрыв нити; менять шпули;

проверять качество готовой продукции, устранять дефекты;

знать:

устройство, работу и взаимодействие основных механизмов швейных машин;

типы швов;

методы и приемы выполнения швейных операций средней сложности;

причины неполадок, возникающих при обслуживании машин;

требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ

МДК.03.01. Основы технологии швейного производства

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.2

ПМ.04

Ведение технологических процессов работы на кеттельных машинах

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения процесса кеттлевки;

проверки качества готовой продукции, предупреждения и устранения дефектов;

уметь:

подготавливать изделия к кеттлевке;

надевать петли изделия на токоля фонтуры кеттельной машины;

заправлять сшивающий механизм машины, менять шпули;

снимать и укладывать изделия в установленном порядке;

знать:

устройство, работу и взаимодействие основных механизмов кеттельной машины;

виды и позиции толкателей, игл и петлителей;

структуру переплетений изготавливаемой продукции;

требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ

МДК.04.01. Основы технологии работы на кеттельных машинах

ОК 1 - 7

ПК 4.1 - 4.3

ПМ.05

Контроль качества сырья, процессов вязания и швейных операций и продукции

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

определения качества сырья;

определения качества полотен, купонов, деталей изделий и готовой текстильной продукции;

контроля технологического режима с помощью приборов и механизмов;

определения сортности трикотажного полотна, изделий;

уметь:

фиксировать показания приборов при контроле технологического процесса вязания, пошива изделий;

определять сортность сырья, полотна и готовых изделий;

определять качество полотна и текстильной продукции после влажно-тепловой обработки;

оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

знать:

основные правила разработки и оформления технологической документации;

виды технологического брака при вязании и пошиве и причины его появления;

технологию сортировки полотна, изделий;

методы и способы контроля качества сырья, технологических процессов и продукции;

категории и виды стандартов, показатели качества

МДК.05.01. Основы контроля качества сырья, процессов и продукции вязально-швейного производства

ОК 1 - 7

ПК 5.1 - 5.3

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)

216

144

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС

1080

720

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

684/1404

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 5.3

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

(см. текст в предыдущей редакции)

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

(см. текст в предыдущей редакции)

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

(см. текст в предыдущей редакции)

Таблица 3

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

20 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед./65 нед.