Срок действия документа ограничен 1 марта 2028 года.

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Оказание услуги по профессиональной ориентации граждан

Код

B/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Информирование граждан о спросе и предложении на рынке труда, о порядке, формах предоставления услуг, направлениях профессиональной ориентации при личном обращении или с использованием средств коммуникации

Организация карьерного консультирования для занятого населения

Консультирование молодежи и населения, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих высвобождению, при личном обращении или с использованием средств коммуникации

Прием заявления о предоставлении услуги по профессиональной ориентации, в том числе через кабинет интерактивного портала ЦЗН либо через порталы "Госуслуги" или систему "Работа в России", согласование с безработным гражданином даты и времени оказания услуги

Подготовка и направление уведомления о рассмотрении заявления

Ведение регистра получателей госуслуг в сфере занятости населения

Ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами

Проведение профилирования безработных граждан по социально-психологическим группам

Консультирование граждан с применением методик и технологий профессиональной ориентации в целях обеспечения осознанного выбора профессионального пути с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также потребностей общества, в том числе с использованием электронных средств коммуникации

Тестирование (анкетирование) граждан по методикам, используемым при профессиональной ориентации, в том числе в режиме онлайн, с целью определения степени пригодности к конкретной профессии (рабочему месту, должности)

Проведение тренинга по профессиональной ориентации

Подбор направления профессиональной деятельности, соответствующей психофизиологическим возможностям, профессиональным компетенциям гражданам, в том числе инвалидам

Оказание помощи гражданам в профессиональном самоопределении, принятии осознанного решения в выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения, при открытии своего дела

Разработка рекомендаций, содержащих перечень видов деятельности, возможных направлений профессионального обучения

Подготовка и выдача предложений (рекомендаций) о предоставлении услуги по профессиональной ориентации и заключения об оказании этой услуги

Проведение опроса (анкетирования) граждан с целью определения удовлетворенности и оценки качества предоставленной услуги, в том числе с использованием электронных средств коммуникации

Проведение профориентационных мероприятий в образовательных организациях, в том числе с использованием электронных средств коммуникации

Проведение профориентационных мероприятий для инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений и сопровождение их в процессе оказания услуги

Подготовка и распространение профориентационных информационных и методических материалов с использованием специальных компьютерных программ

Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Ведение личных дел получателей услуг на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив и их хранение

Необходимые умения

Составлять планы мероприятий, направленных на оказание помощи гражданам, в том числе инвалидам, в профессиональном самоопределении, согласовывать формы и условия их проведения

Проводить индивидуальное и групповое консультирование граждан, в том числе инвалидов, в том числе с использованием мобильного центра занятости

Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющие актуализировать позицию гражданина и обеспечить профессиональную самореализацию

Применять лучшие практики профессиональной ориентации граждан и использовать при профориентации справочник профессий и профессиональные стандарты (при их наличии)

Выявлять сильные стороны, личностные качества, проводить анализ интересов и мотивации

Разрабатывать программы индивидуальной и групповой работы с гражданами и инвалидами

Проводить беседы (лекции) о ситуации на рынке труда

Проводить опросы (анкетирование) граждан и обрабатывать их результаты

Оценивать психологическое состояние граждан, ориентироваться в межличностных отношениях

Учитывать в общении с гражданами их социально-психологические особенности, в том числе имеющиеся у инвалидов ограничения

Мотивировать граждан на обучение и трудовую деятельность

Использовать в работе данные мониторинга рынка труда, информацию о вакантных рабочих местах, размещаемую в системе "Работа в России", в СМИ и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Применять в работе информационно-коммуникационные технологии, отправлять файлы по электронной почте с соблюдением требований по защите информации

Осуществлять поиск информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять навигацию по сайтам, применять в работе системы онлайн-консультирования

Работать в специализированных программно-технических комплексах, использовать системы управления базами данных для просмотра и внесения информации, полученной от граждан на основании предъявленных документов, в регистры получателей госуслуг

Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами

Использовать в работе программное обеспечение для создания и обработки типовых электронных документов

Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих деятельность ЦЗН, правил и порядка ведения делопроизводства

Необходимые знания

Нормативные правовые акты в области содействия занятости населения федерального и регионального уровней, в области профессионального образования и социальной защиты инвалидов, административные регламенты

Региональные программы содействия занятости населения

Особенности рынка труда и потребность в кадрах

Методы социальной и практической психологии

Правила профессионального консультирования, организации и проведения тренингов

Методы современной психодиагностики, правила организации психодиагностического обследования

Принципы, виды, методы, технологии и современный инструментарий профориентационной работы

Профессиография, профессиоведение

Перечень госуслуг ЦЗН, формы, методы и порядок их предоставления, особенности предоставления услуг инвалидам

Принципы организации данных в системах управления базами данных, порядок их редактирования

Системы поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приемы составления поисковых запросов

Почтовые сервисы для работы с электронной почтой, порядок просмотра входящих писем, порядок создания и отправки сообщений, правила безопасности при работе с электронной почтой

Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с населением при оказании госуслуг

Правила межличностного общения, этика делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Требования по защите персональных данных при обработке информации

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от граждан

Применять клиентоориентированный и проактивный подход при предоставлении госуслуг