2.3.4

2.3.4.

Обращение к вспомогательным методам призвано подкрепить либо уточнить выводы, вытекающие из применения общих методов, в том числе помочь определить предпочтительный способ преодоления дефекта конституционности. При этом специфика нормоконтрольной ситуации может придать существенно большее, наравне с основными методами, значение историческому методу.

Обращение к историческому методу обычно происходит в следующих случаях.

- При осуществлении любого нормоконтроля, в том числе конституционного, подлежит выяснению генезис оспариваемого регулирования, эволюция рассматриваемых правовых механизмов. <3> Иногда происходит обращение к истории принятия закона и изменениям, которые он претерпел на тех или иных этапах законопроектной процедуры.

--------------------------------

<3> Ср., напр.: "Жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были введены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", согласно которому квалифицированным работникам (к числу которых были отнесены, в частности, педагогические и библиотечные работники), проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением либо иная пригодная для проживания бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением (пункт 10). При этом работники школьных библиотек относились к категории библиотечных работников и, соответственно, имели статус, отличный от статуса педагогических работников, о чем свидетельствует содержание таких нормативных правовых актов, как Постановление Совнаркома РСФСР от 23 марта 1932 года N 295 "О работе массовых библиотек", Постановление ЦИК СССР от 27 марта 1934 года "О библиотечном деле в СССР" (раздел "Организация библиотечного дела и руководство им"), Приказ по Наркомпросу РСФСР от 27 апреля 1934 года N 339 "О практических мероприятиях по выполнению Постановления ЦИК СССР о библиотечном деле", Постановление Совнаркома РСФСР от 25 января 1934 года "Об установлении дифференцированной заработной платы для библиотечных работников библиотечной сети, состоящей в ведении отделов народного образования и отделов культмассовой работы Советов и содержащейся на местном бюджете по РСФСР". В дальнейшем право библиотечных работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением нашло закрепление в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках", статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года, а также в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31 "О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках" (в установленном законодательством порядке не признано утратившим силу). Само же библиотечное дело было отнесено к сфере культуры (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 года "О библиотечном деле"). Таким образом, указанными нормативными правовыми актами работники библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, входящие в единую категорию библиотечных работников, отнесены к работникам культуры, а не к педагогическим работникам" (Определение от 4 декабря 2007 года N 965-О-П).

- При определении, обладают ли проверяемые нормы ультраактивностью или ретроактивностью.

- При признании конкретно-исторических условий принятия рассматриваемой нормы значимыми для оценки конституционности факторами (например, в вопросах возможности создания региональных политических партий, выборности глав субъектов федерации). <1>

--------------------------------

<1> См., напр.: "Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, исходя из конкретно-исторического контекста и целей его принятия, было призвано лишь разграничить публичную собственность и упорядочить возникающие в связи с таким разграничением отношения между публично-правовыми образованиями, а отнюдь не определить юридическую судьбу созданного до вступления в силу данного нормативного правового акта имущества субъектов, не относящихся к категории публично-правовых образований (в частности, общественных организаций), и не исключает рассмотрения судами вопросов о принадлежности этого имущества в случае спора. В силу изложенного нормы названного Постановления, которые определяют объекты, относящиеся к публичной собственности той или иной формы, сами по себе не предполагают отнесение к публичной собственности имущества субъектов, не являющихся публично-правовыми образованиями, лишь по мотиву наличия соответствующей категории объектов в прилагаемых к данному нормативному правовому акту перечнях и не подменяют собой нормы, регламентировавшие основания возникновения права на это имущество в момент его создания... Разрешение такого рода споров между публично-правовыми образованиями и иными лицами осуществляется в соответствии с их компетенцией судами, которые, рассматривая соответствующие дела, не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием отнесения спорного имущества, созданного до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, к какой-либо из указанных в прилагаемом к названному нормативному акту перечне категории объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, а должны в каждом конкретном случае устанавливать, являлось ли спорное имущество государственной собственностью на момент ее разграничения, исходя из фактических обстоятельств, имеющих значение для решения этого вопроса, и в соответствии с подлежащими применению в данном деле правовыми нормами и, в частности, правилами, действовавшими в период создания спорного имущества" (Определение от 12 февраля 2019 года N 266-О).

- При наличии в нормоконтрольной ситуации историко-правовых аспектов, определяющих допустимость обращения <2>, в том числе юстициабельность оспариваемых правовых положений, обусловливающую принципиальную возможность разрешения правовыми средствами заявляемого в юрисдикционном порядке притязания. <3>

--------------------------------

<2> Ср., напр.: "Разрешение вопроса о восстановлении существовавших ранее прав частных собственников и наделении наследственными правами в отношении национализированного на основании Декрета Президиума ВЦИК от 20 августа 1918 года "Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах" имущества их потомков Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно и составляет прерогативу законодателя" (Определение от 24 марта 2005 года N 99-О).

<3> Ср., напр.: "По смыслу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не допускается проверка конституционности актов, которые были отменены или утратили силу до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации.

Декрет ВЦИК от 21 января 1918 года "Об аннулировании государственных займов", как политический акт, на основании которого в период изменения государственного строя произошел отказ РСФСР от принятия на себя обязательств по займам Российской империи, после завершения этого процесса фактически утратил силу, и, следовательно, проверка его конституционности не может быть осуществлена" (Определение от 23 сентября 2010 года N 1256-О-О); "Заявитель оспаривает Декрет СНК РСФСР "О суде", поскольку он позволяет суду не руководствоваться законом, а основывать свою позицию на отсутствии противоречия революционной совести и революционному правосознанию. Согласно пункту 4 статьи 43 данного Федерального конституционного закона Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия. Между тем указанный Декрет утратил силу согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 25 января 1928 года "Об утверждении перечня узаконений Правительства РСФСР, утративших силу, но не отмененных до сего времени особыми постановлениями" (Определение от 25 января 2018 года N 70-О); "В своей жалобе заявитель оспаривает конституционность статьи 3 Декрета СНК РСФСР "О национализации имущества низложенного российского императора и членов бывшего императорского дома", согласно которой все лица и учреждения, знающие о месте нахождения имущества, указанного в статье 1-й данного Декрета, обязаны в двухдневный срок со дня опубликования данного Декрета представить соответственные сведения в Народный Комиссариат по Внутренним Делам; за умышленное несообщение указанных в данной статье сведений виновные подлежат ответственности, как за присвоение государственного достояния. По мнению заявителя, предусмотренное данной статьей возложение обязанности представлять сведения о месте нахождения имущества, принадлежащего в настоящее время членам российского императорского дома, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан. В силу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не допускается проверка конституционности актов, которые были отменены или утратили силу до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации. Декрет СНК РСФСР "О национализации имущества низложенного российского императора и членов бывшего императорского дома" как политический акт, на основании которого в период изменения государственного строя произошла национализация находившегося в частной собственности российского императора и членов бывшего императорского дома движимого и недвижимого имущества, после завершения этого процесса исчерпал свою силу, и, следовательно, проверка его конституционности не может быть осуществлена" (Определение от 23 апреля 2013 года N 583-О).

Утверждая в контексте принципа доверия к действиям публичной власти важность разумной стабильности правового регулирования, нежелательность резких и необоснованных изменений в законодательстве и правоприменении, правовые позиции Конституционного Суда созвучны идеям исторической школы права о том, что любую новацию в праве должны сопровождать продуманные переходные положения, о губительности спонтанных перемен и для субъективных прав, и для предназначения Права. Подобное осмысление заложенных в историческом методе онтологических посылок позволяет снять в плоскости конституционного нормоконтроля дихотомию между историческим и ценностным подходами, между логикой и традицией.

На элементы социолого-правового метода указывают статистические данные, приводимые иногда в решениях Конституционного Суда, демонстрация разрывов между нормативным регулированием и складывающейся судебной практикой, указания на эмпирические данные, свидетельствующие о противоречивости правоприменения и т.д.

Конституционное правосудие все чаще сталкивается с проблемами, успешное разрешение которых требует вдумчивого - свободного и от поверхностного пренебрежения, и безоглядного заимствования - учета зарубежного опыта.

Обращение к международному и иностранному праву характеризовало конституционную юриспруденцию задолго до того, как глобализационные процессы превратили компаративный анализ в рабочий метод высших национальных судов.

В своем узком значении компаративный (сравнительно-правовой) метод, во-первых, призван путем сопоставления рассматриваемого регулирования со схожим зарубежным уяснить возможные способы его совершенствования в целях устранения дефектов конституционности и, во-вторых, способствовать восприятию полезного опыта других государств в области судебного конституционного контроля.

В широком значении данный метод предполагает учет вненационального опыта в целом, в том числе обращение к международному праву (учет являющихся частью национальной правовой системы общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации предполагается, помимо того, догматическим методом).

В сравнении с иными видами юридического толкования конституционная интерпретация, в том числе казуальное толкование Конституции, проявляет существенно большее внимание не только к лежащим на государстве прямым международно-правовым обязательствам, но и к обширному массиву международных актов, включая так называемое "мягкое право" и подходы межгосударственных органов, включая юрисдикционные <1>, а также к зарубежному опыту, прежде всего развитых правопорядков.

--------------------------------

<1> См., напр.: "По мнению Европейского Суда по правам человека, в Европе существуют многочисленные способы организации и функционирования избирательных систем, а также множество различий, inter alia, в историческом развитии, культуре и политической мысли, которые каждое государство само преобразует в свое видение демократии; вместе с тем государства - участники Конвенции обязаны гарантировать всеобщее избирательное право в качестве основополагающего принципа современной демократии, а любые его ограничения, не нарушая само существо избирательных прав и не лишая их эффективности, должны преследовать законную цель и быть пропорциональны ей (постановления от 2 марта 1987 года по делу "Матье-Моэн (Mathieu-Mohin) и Клерфейт (Clerfayt) против Бельгии", от 1 июля 1997 года по делу "Гитонас (Gitonas) и другие против Греции", от 9 апреля 2002 года по делу "Подколзина (Podkolzina) против Латвии", от 6 октября 2005 года по делу "Херст (Hirst) против Соединенного Королевства" (N 2), от 22 мая 2012 года по делу "Скоппола (Scoppola) против Италии" (Постановление от 19 апреля 2016 года N 12-П).

Подробнее см.: Доклад Конституционного Суда РФ XVI Конгрессу Конференции Европейских Конституционных Судов. Вена, 2014 (https://www.vfgh.gv.at/cms/vfgh-kongress/ru/xvi-kongress-2014/landesberichte.html).

Данный метод, ограничиваясь расширением анализа за счет международных и иностранных источников, эпистемологически не автономен. Дальнейший анализ привлеченных компаративных материалов обычно осуществляется при помощи догматического и отчасти телеологического методов.

В последнее десятилетие существенно возросло значение такого вспомогательного метода, как экономический анализ права, сосредоточенного на обладающих конституционно-правовой значимостью экономических аспектах оспариваемого регулирования. <2>

--------------------------------

<2> См., напр.: "По своей экономико-правовой природе налог на добавленную стоимость является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг (постановления от 28 марта 2000 года N 5-П, от 3 июня 2014 года N 17-П, от 10 июля 2017 года N 19-П, от 28 ноября 2017 года N 34-П и др.). В процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате налога в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения налога завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуги) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя налога на добавленную стоимость. С этой целью законодателем предусмотрен механизм определения суммы налога к уплате с учетом налоговых вычетов (суммы налога, перечисленные налогоплательщиком своим поставщикам товаров (работ, услуг), которые уменьшают его налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, в случае когда переложение бремени фактической уплаты налога на конечного потребителя невозможно, государство отказывается от взимания налога на добавленную стоимость с такого рода операций, что в полной мере соответствует природе налога на добавленную стоимость (а в случае экспорта имеет дополнительный эффект поддержания экспорта российских товаров и их конкурентоспособности на мировом рынке, поскольку другие государства также освобождают экспортные операции от обложения налогом на добавленную стоимость). Нарушение принципа взимания налога на добавленную стоимость в стране назначения в тех случаях, когда единая экспортная хозяйственная операция по транспортировке груза за пределы территории Российской Федерации разбивается в результате обстоятельств непреодолимой силы на несколько составляющих (этапов), в частности когда транспортировка груза на внутрироссийском этапе перевозки облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов, создает неблагоприятные условия для ценовой конкуренции для российских товаров на международных рынках, что не может соответствовать конституционному требованию поддержки конкуренции. При этом взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения не только обусловлено целью поддержания конкуренции, избежания двойного налогообложения операции в стране происхождения и в стране назначения, но и предопределяется правовой природой указанного налога как налога на потребление, поскольку потребление экспортируемых товаров происходит именно в стране назначения. Обложение рассматриваемых операций налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов также нарушает интересы Российской Федерации (в том числе в экономической сфере), поскольку приводит к уменьшению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспортную деятельность, соответствующих товаров, дестимулированию их экономической активности и в конечном счете - снижению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации" (Постановление от 30 июня 2020 года N 31-П); "Назначение судом по ходатайству кредиторов оценки рыночной стоимости жилого помещения, подпадающего под исполнительский иммунитет, Конституционный Суд Российской Федерации признает предпочтительным либо необходимым в зависимости от обстоятельств дела, поскольку установление этой стоимости может иметь решающее значение в определении оснований к применению указанного исполнительского иммунитета либо к отказу от его применения. Вместе с тем, в частности, должно быть учтено соотношение рыночной стоимости жилого помещения с величиной долга, погашение которого в существенной части могло бы обеспечить обращение взыскания на жилое помещение, поскольку отказ от исполнительского иммунитета должен иметь реальный смысл именно как способ и условие удовлетворения требований кредиторов, а не карательная санкция (наказание) за неисполненные долги и не средство устрашения должника угрозой отобрания у него и членов его семьи единственного жилища" (Постановление от 26 апреля 2021 года N 15-П).

***

В целом, герменевтика российского конституционного нормоконтроля во всей совокупности слагающих ее основополагающих принципов, ключевых методологических установок, а также общих, специальных и вспомогательных методов созвучна стоящим перед Конституционным Судом задачам, сочетая фундаментальность оснований с гибкостью подходов.