1.2.2

1.2.2.

Будучи нормативно-ценностной матрицей национальной правовой системы, Конституция одновременно является и двигателем правового развития, и ограничителем избыточной его динамики.

Конституционные принципы и ценности, нормативный смысл которых был изначально раскрыт в правовых позициях Конституционного Суда, в дальнейшем получали закрепление в отраслевом законодательстве. В частности, именно в актах конституционного нормоконтроля было выявлено содержание таких краеугольных начал уголовного судопроизводства, отраженных впоследствии в процессуальном законе (принятый в 2001 году Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), как право на судебную защиту и доступ к правосудию (постановления от 13 ноября 1995 года N 13-П, от 23 марта 1999 года N 5-П), право на законный состав суда (Постановление от 16 марта 1998 года N 9-П), право на квалифицированную юридическую помощь (Постановление от 27 марта 1996 года N 8-П), право на разбирательство в разумные сроки (Постановление от 13 июня 1996 года N 14-П) и целый ряд других.

Проверка отраслевого законодательства на соответствие конституционным положениям способствовала утверждению в уголовном судопроизводстве принципов состязательности и равноправия сторон, а также равенства перед судом. В частности, решениями Конституционного Суда неоднократно признавались неконституционными полномочия судов возбуждать уголовные дела (постановления от 28 ноября 1996 года N 19-П, от 20 апреля 1999 года N 7-П).

Помимо того, были конституционализированы ключевые категории оперативно-розыскной деятельности, не имевшие ранее легально-дефиниционного закрепления: наименования оперативно-розыскных мероприятий, термины ("конспирация", "негласность" и др.), пределы осуществления оперативно-розыскной деятельности и др.

В области административного права примерами конституционализации могут служить механизм индивидуализации административного наказания, закрепляемый в статье 4.1 КоАП Российской Федерации и базирующийся на правовых позициях Конституционного Суда (постановления от 17 января 2013 года N 1-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П), а также устранение излишних барьеров в ряде сфер деятельности. В частности, в деле об обязательности членства в нотариальных палатах частных нотариусов было признано не противоречащим Конституции "наделение государством нотариальных палат в соответствии с законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод" (Постановление от 19 мая 1998 года N 15-П). Этот подход получил развитие в решении по делу о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, где было пояснено, что "конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций, и, соответственно, государственную поддержку и стимулирование гражданской активности в данной сфере" (Постановление от 19 декабря 2005 года N 12-П).

В области налогового права средствами конституционного нормоконтроля были утверждены основополагающие начала налогообложения. Придание отношениям между государством и налогоплательщиками конституционно-правового измерения означало, в частности, недопустимость произвольного пересмотра основных условий налогообложения через изменение текущего законодательства. <1>

--------------------------------

<1> См.: Информация Конституционного Суда Российской Федерации "Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты" (2020), http://ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Informationks/Pages/default.aspx.

В правовых позициях Конституционного Суда также уточнялось нормативное содержание цивилистических категорий. В частности, в ходе казуального толкования статьи 35 Конституции было установлено, что смысл использованного в ней понятия "имущество" охватывает "не только вещи и вещные права, но и права требования" (Постановление от 16 мая 2000 года N 8-П).

С опорой на конституционно закрепленные права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия был придан конституционный статус гражданско-правовому институту банковской тайны с признанием законного интереса банка в сохранении этой тайны, а также права отказаться от представления информации о вкладах и счетах клиентов по требованию государственных органов, если таковая не обусловлена необходимостью защиты конституционно значимых целей и конкретными законными основаниями (Постановление от 14 мая 2003 года N 8-П).

Свобода договора последовательно характеризуется в решениях Конституционного Суда в качестве конституционной ценности (Постановление от 23 февраля 1999 года N 4-П и др.).

Выявление конституционно-правового смысла межотраслевых категорий обычно влечет за собой комплексное изменение регулирования. Так, признание в качестве жилища строений, расположенных на садовых земельных участках, которые ранее формально не относились к категории жилых помещений в смысле статьи 40 Конституции (право на жилище), обусловило необходимость внесения изменений в гражданское, жилищное, градостроительное, земельное и иное законодательство (постановления от 14 апреля 2008 года N 7-П, от 30 июня 2011 года N 13-П).

Вырабатывая конкретизирующее конституционные новеллы 2020 года регулирование, законодатель сообразовывается как с установлениями Конституции, включая недавние изменения, так и со всей совокупностью выработанных Конституционным Судом и относящихся к регулируемым отношениям правовых позиций. В спорных случаях оценка надлежащего выполнения этой обязанности осуществляется, как и прежде, в порядке конституционного нормоконтроля.