1.3.1

1.3.1.

Представляя достаточно емкую категорию, справедливость обладает идеальным аспектом (применительно к возможным моделям общественно-политического устройства), а также функциональным аспектом, который отражает ее юридическое, в том числе конституционно-правовое, значение (баланс конституционных ценностей; недискриминационные условия обеспечивающего действительную реализацию данных ценностей доступа к различным материальным и духовным благам).

Олицетворяя гуманистические начала права и отражая идею баланса конституционных ценностей и конституционно признанных интересов (частных и публичных, индивидуальных и коллективных интересов, отдельных частных интересов), требование справедливости в утилитарном смысле (функционально) предполагает во всех отношениях (административных, иных публичных, трудовых и т.п.) с участием субъектов, существенно различающихся между собой по критерию фактического равенства обеспечение соразмерности действий сильной стороны относительно слабой стороны; в отношениях же фактически равных субъектов предполагается соблюдение баланса их прав и интересов. Исходя из этого справедливость получает соответствующее отраслевое выражение - в уголовном праве как принцип соответствия наказания характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (статья 6 УК Российской Федерации), в трудовом - как право на справедливые условия труда и на справедливое вознаграждение за труд (статья 23 Всеобщей декларации прав человека, статьи 2 и 4 Европейской социальной хартии), в процессуальных отраслях - как право на справедливый суд и т.п. В конституционно-правовом смысле вышеназванные отраслевые проявления универсализируются до понятия справедливости конституционной, дополняясь рядом значимых требований, включая предоставление слабой стороне отношений дополнительных гарантий.

В качестве самостоятельного принципа справедливость не получила конституционного закрепления. Однако упоминание в преамбуле к Конституции о вере в добро и справедливость, подтверждая намерение конституционного законодателя сообщить идее справедливости юридическое выражение, означает, что никто, в том числе публичная власть, не может своими действиями подрывать признание справедливости в качестве безусловной ценности. В частности, акт амнистии характеризуется Конституционным Судом в качестве предполагающего полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и наказания акта милости, исходящего не только из политической или экономической целесообразности, но и прежде всего из веры в добро и справедливость (Постановление от 5 июля 2001 года N 11-П).

Поскольку соответствующее положение преамбулы трактуется Конституционным Судом в качестве отражения имплицитного конституционного принципа, постольку категории "справедливость" в его решениях придается не только правовое, но и нормативное значение. Так, например, относительно обязанности государства обеспечить детям погибших Героев Российской Федерации, имеющим инвалидность с детства, возможности получения ежемесячной денежной выплаты и (или) иных мер социальной поддержки Конституционным Судом было отмечено, что непредоставление указанной категории лиц таких выплат и мер поддержки не согласовывалось бы с получившим отражение в преамбуле Конституции конституционным принципом справедливости (Определение от 3 июля 2008 года N 677-О-П).

Понятие справедливости, будучи смыслообразующим и для права, и для неюридических регулятивных систем, прежде всего морали, но упомянутое лишь в преамбуле Конституции, наполняется в актах конституционного нормоконтроля нормативным содержанием применительно к трудовым (Постановление от 18 июля 2013 года N 19-П), пенсионным (Постановление от 8 декабря 2015 года N 32-П), природоохранным (Постановление от 2 июня 2015 года N 12-П), юрисдикционным (постановления от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 25 марта 2014 года N 8-П) и иным отношениям.

В целом в конституционной юриспруденции "справедливость" рассматривается и как качество, присущее конкретному правовому регулированию и предполагающее его непротиворечивость основополагающим ценностям, и как общеправовой принцип, означающий прежде всего юридическое равенство и надежность процессуальных гарантий (судебная защита).

В контексте соблюдения принципа справедливости разрешается вопрос о критериях допустимости ограничений основных прав. Как отмечает Конституционный Суд, при ограничении правомочий собственника требования справедливости предполагают учет в том числе законных интересов других лиц (Постановление от 18 июля 2013 года N 19-П).

Поскольку справедливость в качестве свойства нормативного регулирования - первостепенный показатель соответствия данного регулирования Конституции, постольку применение принципа справедливости (самостоятельно или во взаимосвязи с иными конституционными принципами и ключевыми подходами) является центральным элементом оценки конституционности и при абстрактном, и при конкретном нормоконтроле.

Справедливость как защита признанных обществом ценностей предполагает в том числе и поддержание между ними определенного иерархического соотношения. Не означая жесткого соподчинения, устанавливаемого в любой нормоконтрольной ситуации, такое соотношение означает соблюдение общих иерархических пропорций, интенционально проявляющееся в направленности конституционно-контрольной практики, динамике правовых позиций и т.д.

Обеспечивая целостность правового регулирования, конституционное правосудие трактует принцип справедливости с учетом особенностей отраслевых правоотношений. В области уголовно- и административно-правовых отношений применение принципа справедливости в его ретрибутивной трактовке обусловливает требование соразмерности опасности деяния и воздаяния за него, а также недопустимость произвольного ограничения основных прав и свобод. В области трудо- и социально-правовых отношений из применения принципа справедливости в его дистрибутивной трактовке вытекает требование соразмерности в распределении благ и статусов, а также недопустимость необоснованных юридически значимых различий (дискриминации). В области гражданско-правовых отношений применение принципа справедливости в его коммутативной, наиболее отвечающей природе частного права, трактовке предполагает в том числе конституционно-судебную защиту автономии воли сторон и свободы договора, установление сроков исковой давности как средство обеспечения правовой определенности и т.п. Тем самым при оценке конституционности названные выше парадигмы понятия справедливости прилагаются лишь к гармоничным им сферам нормативного регулирования.