1.4.1

1.4.1.

Правовая определенность как конституционно значимое свойство нормативных актов обеспечивает устойчивость регулируемых на их основе правоотношений, позволяя тем самым предвидеть действия публичной власти, оценивать их законность, знать способы защиты при нарушении основных прав и свобод.

Не получив прямого конституционного закрепления, категория правовой определенности и ее значимость были обоснованы конституционно-судебной практикой, трактующей правовую определенность и как общеправовое требование, и как конституционный принцип.

В одном из первых своих решений Конституционный Суд указал на то, что "возможность произвольного понимания и применения норм закона является нарушением конституционно признанного равенства всех перед законом и судом; общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями" (Постановление от 25 апреля 1995 года N 3-П).

В дальнейшем эта позиция получила развитие в других решениях Конституционного Суда. В частности, в указании на то, что общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из конституционно закрепленных принципа юридического равенства, принципа верховенства Конституции и основанных на ней федеральных законов. Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П).

Требование правовой определенности распространяется на всю систему законодательства и на все сферы правоприменения. Определенность требует согласованного правового регулирования общественных отношений: противоречащие друг другу правовые нормы порождают и противоречивую правоприменительную практику, возможность произвольного их применения ослабляет гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод (Постановление от 29 июня 2004 года N 13-П). Отступление от принципа правовой определенности может быть оправдано только обстоятельствами существенного и непреодолимого характера (Постановление от 21 января 2010 года N 1-П).

Содержание принципа правовой определенности раскрывается Конституционным Судом в следующих, предъявляемых к нормотворческой и правоприменительной деятельности, требованиях: стабильность правового регулирования; ясность, недвусмысленность и согласованность правовых норм, правоприменительных решений; единообразное применение закона, включая единство судебной практики; устойчивость правоприменительной практики.

Лежащая на законодателе обязанность формулировать правовые предписания с достаточной степенью точности, позволяющей гражданину (объединению граждан) сообразовывать с ними свое поведение - как запрещенное, так и дозволенное, не исключает использования оценочных или общепринятых понятий, значение которых должно быть доступно для восприятия и уяснения субъектами правоотношений либо непосредственно из содержания нормативного положения или из системы взаимосвязанных положений, рассчитанных на применение к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, либо посредством выявления более сложной взаимосвязи правовых предписаний, в частности с помощью даваемых судами разъяснений, а также не вызывает разногласий у субъектов правоотношений (постановления от 14 апреля 2008 года N 7-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 31 марта 2015 года N 6-П, от 4 июня 2015 года N 13-П, от 22 июня 2017 года N 16-П, от 8 декабря 2017 года N 39-П).

Помимо того, правовая определенность с необходимостью предполагает осведомленность относительно действующего регулирования, затрагивающего права и законные интересы, а также относительно порядка его применения. Конституция, указывает Конституционный Суд, разграничивая категории "опубликование" и "обнародование", не допускает того, чтобы закон или иной нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступил бы в силу после обнародования отличным от официального опубликования способом (Постановление от 27 мая 2021 года N 23-П).