6. Особенности организации подготовки и проведения командно-штабных учений

6. Особенности организации подготовки и проведения

командно-штабных учений

КШУ являются одной из основных форм совместной подготовки руководящего состава и органов управления по организации и выполнению ими своих функциональных обязанностей, достижению слаженности и оперативности в управлении действиями подчиненных органов управления, по организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления привлекаемыми силами и средствами при проведении мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС.

КШУ проводятся в целях совершенствования практических навыков по применению сил и средств, управлению ими при выполнении мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации последствий ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:

в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - продолжительностью до 3-х суток 1 раз в 2 года;

в органах местного самоуправления - продолжительностью до 1 суток 1 раз в 3 года.

КШУ проводятся в соответствии с планами основных мероприятий, как самостоятельно, так и под руководством вышестоящих органов управления.

Они классифицируются:

по уровню проведения - федеральные, региональные, муниципальные;

по назначению - плановые, показные, опытно-исследовательские, проверочные;

по условиям проведения - совместные и раздельные;

по числу привлекаемых органов управления - одностепенными (привлекаются органы управления одного уровня) и многостепенными (привлекаются органы управления различного уровня).

Сущность КШУ заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки участники (обучаемые) выполняют комплекс задач в составе органов управления, присущие им функциональные обязанности по руководству силами ГО и РСЧС в соответствии с темой и целями учений.

На КШУ руководители обучаются вместе со своими подчиненными и сами выступают в роли обучаемых. Учения проходят на фоне достаточно длительной, динамично развивающейся обстановки, а не на фоне сравнительно короткого эпизода в деятельности (действиях) органов управления и сил РСЧС и ГО, а также организаций.

КШУ проводится в оперативном времени, которое изменяется непрерывно ("час за час") с астрономическим временем, в сочетании со скачками оперативного времени (оперативными скачками).

Не допускается многократное повторение действий обучаемых, в связи с устранением обнаруженных недостатков. Основной метод обучения на КШУ - практическая работа.

Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к КШУ, представлен в приложении N 1.

Основными методами работы руководителя учения, заместителей (помощников) и посредников в ходе КШУ являются:

личное общение, наблюдение и оценка стиля и методов работы обучаемых при исполнении функциональных обязанностей по организации ГО и защите от ЧС;

заслушивание кратких докладов обучаемых;

изучение планирующих, отработанных и других документов;

анализ и оценка качества и своевременности выполняемых на учении практических мероприятий;

контроль и оказание помощи обучаемым в ходе КШУ при исполнении своих функциональных обязанностей, своевременное информирование обучаемых о положительных результатах и недостатках в работе.

При оценке работы обучаемых надо обратить внимание на слаженность в работе органов управления различных уровней при организации работы на пунктах управления, оценке обстановки, принятии и объявлении решений, постановке задач подчиненным.

При изучении отработанных на КШУ документов анализируется и оценивается своевременность представления, наглядность и полнота исполнения, соответствие требованиям нормативных документов и обстановке.

Выполнение практических мероприятий в ходе учения оценивается адекватностью действий обучаемых, созданной руководителем оперативной обстановки и своевременностью выполнения этих действий.

Руководитель учения в ходе КШУ направляет работу заместителей (помощников), посредников и обучаемых на достижение целей учения, полную и качественную отработку всех учебных вопросов в соответствии с планом проведения учения. После окончания КШУ руководитель учения или его заместитель проводит разбор, в котором оценивает результаты учения, работу его участников, отмечает выявленные недостатки и ставит задачи по их устранению.

В ходе учения начальник штаба руководства контролирует работу участников учения, своевременно доводит указания руководителя учения до заместителей и помощников, штаба руководства и посредников, в части, их касающейся. Кроме того, начальник штаба обеспечивает связь руководства с посредниками, соблюдение мер безопасности, контролирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению учения, а также организует своевременную подготовку материалов для проведения его разбора.

Штаб руководства обеспечивает отработку учебных вопросов и контролирует достижение поставленных целей. Он организует сбор и обобщение сведений о работе обучаемых, исследование намеченных вопросов, подготовку материалов и проведение разбора учения, а также готовит проект доклада вышестоящему руководству о результатах проведенного учения.

Изучая стиль и методы работы обучаемых, руководство КШУ и посредники обращают внимание на разработанные документы (планы, расчеты, графики, схемы, приказы, распоряжения и другие материалы). В этой работе особое внимание обращается на своевременность разработки и доведения документов до подчиненных, в том числе их достоверность и полноту, а также возможности организации выполнения предусмотренных мероприятий и условий, в которых они могут выполняться.

Заслушивание на рабочих местах позволяет оценить способности и практические навыки руководящего состава органов управления, оказать им на месте помощь в выполнении мероприятий, в принятии наиболее целесообразных, отвечающих конкретной обстановке решений, организации их выполнения и правильной отработке учебных вопросов.

В отдельных случаях, когда в ходе КШУ необходимо проследить взаимную согласованность проводимых мероприятий, довести до всего руководящего состава органов управления содержание, методы и способы решения наиболее важных или новых вопросов, может проводиться заслушивание на общем сборе указанного состава.

В ходе учения посредники в соответствии с планом проведения КШУ и указаниями руководства создают (наращивают) обстановку, осуществляют контроль прохождения сигналов оповещения; вручают распоряжения и указания вышестоящих органов управления, оценивают работу обучаемых по сбору и анализу обстановки, принятию решения, его оформлению и доведению задач до подведомственных структурных подразделений. Они докладывают в штаб руководства о результате оценки отработки учебных вопросов, о достижении целей КШУ и предложения в его разбор.

КШУ проводятся, как правило, в несколько этапов (обычно 2 - 3).

Этап учения представляет временной отрезок учения, характеризуемый сложившейся на этот период обстановкой, в условиях которой отрабатывается группа логически взаимосвязанных учебных вопросов и темы КШУ.

Количество, содержание вопросов, порядок и последовательность их отработки зависят от темы, целей, состава обучаемых и времени, отводимого на отработку этапа.

На первом этапе учения могут отрабатываться учебные вопросы:

порядок действий при получении информации об угрозе возникновения ЧС;

приведение в готовность органов управления и сил;

управление действиями подразделений при проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации (объекта) в ЧС.

Отработка учебных вопросов второго и третьего этапов начинается с момента вручения вводной, содержащей информацию об обстановке (времени, месте, масштабах аварии и возможных последствиях), решениях вышестоящих органов управления по обстановке.

На втором этапе могут отрабатываться вопросы по сбору и обработке информации и оценке обстановки:

оповещение обучаемых о возникновении ЧС (происшествия);

управление действиями персонала по защите от воздействия поражающих факторов от ЧС;

сбор и обобщение данных обстановки, ее анализ и оценка;

оценка устойчивости функционирования и состояния организации (объекта), возможности функционирования в условиях ЧС:

принятие решений на проведение АСДНР в соответствии со сложившейся обстановкой;

выдвижение сил и средств в зону условной ЧС.

На третьем этапе, как правило, выполняются практические мероприятия по ликвидации условной ЧС.

С началом учения (тренировки) руководитель и штаб руководства должны непрерывно наращивать обстановку, чтобы заставить обучаемых одновременно с проведением мероприятий по организации выполнения задач осуществлять непрерывное управление деятельностью подчиненных организаций (подразделений).

Розыгрыш этапов КШУ осуществляется на основе сопоставления замысла руководителя учения для соответствующих этапов КШУ с решениями, принимаемыми обучаемыми (отдаваемыми по обстановке распоряжениями). Штаб руководства оценивает эти решения и распоряжения и готовит руководителю предложения по возможному розыгрышу действий сил и дальнейшему продолжению отработки учебных вопросов, предусматриваемых на этапе.

В ходе отработки учебных вопросов руководитель учения, штаб и посредники заслушивают доклады должностных лиц, отданные распоряжения, анализируют и оценивают их, изучают разработанные документы, готовят предложения в разбор учения.

Для реагирования на изменения обстановки после оперативного скачка, обучаемым должно быть предоставлено время, достаточное для уяснения новых задач, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач силам ГО и РСЧС и организации их выполнения.

В некоторых случаях руководитель учения может лично поставить обучаемым новые задачи (или скорректировать прежние) с целью приведения деятельности органов управления и сил в соответствие с намеченным замыслом проведения этапа учения.

Наращивание обстановки может осуществляться личным вручением посредниками вводных обучаемым или передачей им установленных ранее сигналов (распоряжений) по техническим средствам.

Руководитель учения, его заместители (помощники) и посредники в ходе розыгрыша должны находиться в местах решения наиболее важных задач обучения, осуществляя постоянный контроль и оценку действий обучаемых.

Сочетание разнообразных форм и методов руководства в ходе проведения учений, учет подготовленности обучаемых и особенностей, решаемых на каждом этапе задач, служат гарантией глубокой и всесторонней отработки учебных вопросов, этапов и целей учения в целом, позволяет оценить состояние дел в каждом звене обучаемых и наметить мероприятия, направленные на совершенствование планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны) и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

В ходе учений может объявляться частный отбой в случаях, когда действия обучаемых не отвечают намеченным целям, если возникает необходимость повторить действия для более качественной отработки отдельных учебных вопросов, а также при грубом нарушении мер безопасности.