5. Подготовка и проведение разбора

Разбор учений (тренировок) представляет собой одну из форм анализа и обобщения опыта подготовки органов управления и сил ГО и РСЧС и имеет большое воспитательное и практическое значение.

Цель разбора состоит в том, чтобы на основе требований нормативных и других руководящих документов, а также всестороннего анализа результатов работы и действий участников (обучаемых) определить степень достижения поставленных учебных и исследовательских целей, выявить необходимость корректировки имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, наметить мероприятия по повышению готовности органов управления и сил к выполнению возложенных задач.

Разбор должен носить творческий характер, сочетать глубокий теоретический анализ с конкретным практическим опытом действий органов управления и сил по каждому вопросу, выносимому на учение (тренировку). В основу разбора должны быть положены выводы руководителя учения (тренировки), доклады его заместителей (помощников), начальника штаба руководства, посредников о действиях органов управления, сил и результаты исследований.

Метод проведения разбора определяется руководителем учения (тренировки), исходя из масштаба, учебных целей и имеющегося времени. Составными частями разбора могут быть общий разбор и частные разборы по категориям участников (обучаемых).

Сбор материалов для разбора осуществляется штабом руководства заблаговременно и продолжается в ходе учения по результатам действий обучаемых на каждом из этапов. По окончании каждого этапа учения (тренировки) заместители руководителя учения и посредники передают в штаб руководства материалы в разбор (по заранее разработанной форме).

До начала учения (тренировки) подготавливается общая часть разбора, излагающая тему, общие цели, этапы, учебные вопросы, раскрывается общая и частная обстановка, создаваемая на этапах для отработки учебных целей, другие данные, а также теоретические обоснования решения отдельных важных вопросов, отрабатываемых на учении. Параллельно готовятся иллюстративные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики).

Разбор учения (тренировки) проводится непосредственно после его окончания. Если требуется дополнительное время для обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор может быть перенесен на более поздний срок (до 10 суток).

На него привлекаются: аппарат руководства и основные должностные лица органов управления и сил, участвующих в учении (тренировке).

В докладе начальника штаба руководства обычно излагаются:

тема учения (тренировки);

учебные и исследовательские цели;

состав привлекаемых органов управления, сил;

замысел проведения;

отработка учебных вопросов по этапам учения (тренировки);

содержание предложений и решений обучаемых и их обоснованность;

выводы по работе органов управления;

эффективность взаимодействия, материально-технического и других видов обеспечения;

результаты практических действий привлекаемых сил; наиболее характерные примеры действий органов управления и сил, а также решения поставленных задач; соблюдение режимных мероприятий.

В указаниях (докладе) руководителя учения, как правило, дается анализ решений и действий обучаемых с указанием положительных сторон и недостатков, их обоснование, делаются выводы, вытекающие из итогов учения (тренировки), и ставятся задачи по устранению выявленных недостатков и повышению готовности органов управления и сил к действиям по предназначению.

В заключении руководитель учения дает оценку подготовленности обучаемых начальников (руководителей), должностных лиц и органов управления в целом, действиям привлекаемых на учение сил, работе штаба руководства.

При определении общих выводов необходимо учитывать не только результаты, установленные в ходе проведенного учения (тренировки), но и итоги предшествовавших проверок, объективные показатели, характеризующие состояние защиты населения и территорий в мирное время и особый период.

Переоценка и недооценка действий обучаемых недопустимы, так как они дискредитируют руководство, форму и методы обучения.

Частные разборы проводятся по указанию руководителя учения (тренировки) под руководством заместителей (помощников) руководителя учения (тренировки) в структурных подразделениях, действия которых они контролировали.

На них более детально анализируется и оценивается работа каждого обучаемого, учитывая общую оценку, данную руководителем учения (тренировки) и личные наблюдения.

В содержании текстовой части разбора излагаются: тема и цели учения, этапы и отрабатываемые по ним учебные вопросы и выводы, в которых анализируется:

порядок действий обучаемых с получением задачи;

принимаемые по обстановке решения, их обоснованность и целесообразность;

мероприятия, способствовавшие успешному выполнению принятых решений;

методы работы руководящего состава по организации действий сил и средств и их всестороннему обеспечению, а также надежному управлению силами в различных условиях;

практическое выполнение поставленных задач, планируемые и проводимые мероприятия по их обеспечению;

эффективность применяемых способов и приемов ведения АСДНР, выявленные характерные и поучительные примеры действий формирований (подразделений) и отдельных категорий обучаемых;

решение вопросов повышения устойчивости работы структурных подразделений и организации (объекта) в целом;

действия служб по всестороннему обеспечению участников при подготовке и в ходе проведения учения;

степень отработки вопросов взаимодействия.

В заключительной части формулируются общие выводы, в которых определяется степень достижения учебных целей, дается оценка действиям руководящего состава и подразделений, ставятся задачи на внедрение положительного опыта в практику обучения сил и устранение выявленных недостатков.

По результатам проведения учения (тренировки) (не позднее 10 дней после его завершения) каждый орган управления (формирование, подразделение), привлекаемый к участию в нем, готовит и представляет руководителю учения (тренировки) план устранения выявленных недостатков.

О результатах проведения учения (тренировки) (не позднее 10 дней после его завершения) в установленном порядке направляется докладная записка (справка) в вышестоящий орган управления. В докладной записке отражаются следующие вопросы:

тема учения (тренировки), дата проведения;

отрабатываемые учебные вопросы;

поставленные цели и степень их достижения;

основные положительные результаты и основные недостатки;

привлекаемые силы и средства.