10. Особенности организации и проведения специальных учений (тренировок) по противопожарной защите

10. Особенности организации и проведения специальных учений

(тренировок) по противопожарной защите

Специальные учения или тренировки по противопожарной защите (СУТ) проводятся в организациях и образовательных организациях для отработки практических вопросов подготовки пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций к действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах (образовательных организациях).

Целями проведения СУТ являются:

проверка реальности планов противопожарной защиты;

оценка состояния противопожарной защиты;

проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

повышение готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся образовательных организаций) к действиям при угрозе и возникновении пожара;

обучение работников организаций (учащихся образовательных организаций) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара.

СУТ проводятся ежегодно, продолжительность определяется в зависимости от объема запланированных к отработке задач, но не более 8 часов.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся образовательных организаций) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися образовательной организации) или отдельными группами.

Для подготовки и проведения СУТ в организации (на объекте) разрабатываются документы в соответствии с приложением N 1.

СУТ проводятся в два этапа.

На первом этапе проводится обучение правилам пожарной безопасности и действиям при угрозе и возникновении пожара.

Основными учебными вопросами первого этапа могут быть изучение:

поражающих факторов пожара, их воздействие на работников (учащихся) и объект, особенности распространения огня с учетом местных условий;

основ пожарной безопасности, способов предупреждения и локализации возгорания;

плана противопожарной защиты объекта;

порядка оповещения об угрозе и возникновении пожара;

порядка организации управления при локализации и тушении пожара;

порядка действий персонала по сигналу "ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА";

средств спасения при пожаре, порядка и правил их использования, мест размещения на объекте;

первичных средств пожаротушения, их размещения на объекте, порядка использования;

мер первой помощи при воздействии поражающих факторов пожара.

С персоналом противопожарных формирований изучаются: порядок приведения в готовность, средства индивидуальной защиты, правила и способы действий при тушении пожара и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На втором этапе отрабатываются вопросы организации и выполнения мероприятий по защите работников (учащихся), производственных фондов и материальных средств организации, проводятся мероприятия по противопожарной защите при локализации и тушении возгорания.

Основными учебными вопросами второго этапа могут быть:

действия работников (учащихся) при обнаружении возгорания и по сигналу "ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА";

вывод работников (учащихся) из угрожаемой зоны (помещений) с учетом характера, места возгорания (пожара) и планировки помещений;

практическое использование средств спасения при пожаре;

практическая эксплуатация средств управления;

практическое оказание первой помощи пострадавшим;

практические действия противопожарных формирований по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации возгорания (пожара) до прибытия подразделений пожарной охраны.

Основной формой (способом) обучения является последовательная соответствующая возможной обстановке практическая отработка действий органов управления, противопожарных формирований и работников (учащихся) по оповещению о пожарной опасности, организации защиты и спасения пострадавших, оказанию первой помощи, завершению аварийно-спасательных и других неотложных работ и локализации возгорания.

По завершении отработки учебных вопросов СУТ руководителем учения производится общий разбор с обучаемыми. Отдельно подводятся итоги СУТ с руководящим составом и специалистами организации (объекта).

В материалах разбора анализируется состояние противопожарной защиты, отмечаются положительные стороны и выявленные в ходе проведения СУТ недостатки и их причины. Ставятся задачи по дальнейшему совершенствованию плана противопожарной защиты, материально-технического обеспечения, управления, а также по совершенствованию противопожарной подготовки работников (учащихся).

При выявлении в ходе СУТ по противопожарной защите существенных недостатков решением соответствующих руководителей в организации (на объекте) могут быть проведены повторные СУТ по тематике выявленных недостатков.