Подготовка учений (тренировок) включает в себя:
определение состава и подготовку аппарата руководства;
разработку организационных документов и документов, обеспечивающих проведение учения (тренировки);
подготовку участников (обучаемых);
подготовку мест проведения учения.
2.1. Определение состава и подготовка аппарата руководства.
Для подготовки и проведения учения (тренировки) создается аппарат руководства. В него обычно входят:
руководитель учения (тренировки) (далее - руководитель учения);
заместители (помощники) руководителя учения;
посредники при органах управления и подразделениях, привлекаемых на учение (тренировку).
Состав аппарата руководства зависит от уровня учения (тренировки) и от объема решаемых в ходе его проведения задач.
Руководителем учения, как правило, является руководитель (заместитель руководителя) федерального органа исполнительной власти (или его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации.
Руководитель учения несет личную ответственность за подготовку и качество проведения учения (тренировки). Он обязан:
а) в ходе подготовки учения (тренировки):
принимать решения по основным вопросам подготовки и обеспечения проведения учения (тренировки);
определять общий порядок проведения учения (тренировки);
устанавливать порядок и сроки подготовки учения (тренировки);
определять направленность и содержание основных документов, разрабатываемых для подготовки и проведения учения (тренировки);
участвовать в разработке наиболее важных документов;
осуществлять подготовку своих заместителей (помощников), штаба руководства и посредников.
б) при проведении учения (тренировки):
целенаправленно готовить подчиненных к выполнению ими своих должностных обязанностей;
оценивать их методы работы, анализировать и сопоставлять принимаемые решения;
контролировать выполнение поставленных задач;
проводить разбор с оценкой действий обучаемых;
осуществлять контроль за возвращением органов управления и сил в места постоянного размещения.
Заместители (помощники) руководителя учения обязаны:
принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения (тренировки) в части, их касающейся;
в соответствии с планом проведения учения (тренировки) участвовать в наращивании обстановки;
осуществлять контроль за действиями обучаемых;
участвовать в анализе принимаемых решений обучаемыми;
готовить материал для общего разбора и проводить частные разборы;
выполнять другие задачи по решению руководителя учения.
Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения (тренировки). Он создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением (тренировкой) и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами.
Основными задачами штаба руководства являются:
разработка необходимых документов;
организация подготовки посреднического аппарата, участников (обучаемых);
организация подготовки мест проведения учения (тренировки);
осуществление розыгрыша действий и наращивания обстановки;
анализ и оценка принимаемых решений и действий участников (обучаемых);
подготовка материалов разбора.
Структура штаба руководства определяется руководителем учения (тренировки) в зависимости от поставленных целей.
Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя), под руководством которого проводится учение (тренировка). Он обязан:
руководить работой штаба руководства;
организовать подготовку документов учения (тренировки) и представлять их руководителю на утверждение;
контролировать своевременность выполнения плана проведения учения (тренировки);
координировать деятельность членов штаба и посредников в ходе учения;
проводить анализ и оценку решений и действий обучаемых;
при необходимости подавать предложения руководителю учения по корректировке порядка проведения учения (тренировки).
В зависимости от масштабов и целей учения могут назначаться заместители (помощники) начальника штаба руководства. На них возлагаются задачи по направлениям их служебной деятельности в рамках замысла (плана) учения (тренировки).
Штаб состоит из групп: розыгрыша, организационной, сбора и обобщения информации, организации связи, подготовки разбора, организации практических мероприятий, проведения исследований. По решению руководителя учения могут создаваться и другие группы.
Группа розыгрыша является основной группой штаба руководства, обеспечивающей целенаправленную подготовку и проведение учения. На нее возлагаются следующие задачи:
при подготовке учения (тренировки) - разработка исходных материалов, плана наращивания обстановки и других учебно-методических документов по обеспечению проведения учения (тренировки);
в ходе учения (тренировки) - уточнение ранее разработанных учебно-методических документов, организация наращивания обстановки и розыгрыша действий обучаемых, а также работы посреднического аппарата.
Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению работы руководителя учения, его заместителей (помощников), штаба руководства и посредников.
Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения (тренировки) проводит сбор, обобщение и анализ разработанных участниками документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, готовит предложения в разбор.
Группа подготовки разбора планирует проведение общего и частных разборов, осуществляет сбор, обобщение предложений групп штаба руководства, сбор и анализ донесений и докладов от посредников, готовит материалы разбора.
Группа организации практических мероприятий осуществляет подготовку плана (сценария) практических мероприятий, контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия участников (обучаемых) и готовит предложения в разбор.
Группа проведения исследований разрабатывает документы по проведению исследований в ходе учения (тренировки), обобщает и анализирует результаты исследований, изучает принятые участниками (обучаемыми) решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.
Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства.
Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения (тренировки), осуществления розыгрыша действий и наращивания обстановки, контроля за работой участников (обучаемых), оценки их действий.
Посредники, как правило, назначаются при органах управления и формированиях (подразделениях), участвующих в учении (тренировке), из числа наиболее подготовленных должностных лиц. Они подчиняются руководителю учения (тренировки) и начальнику штаба руководства.
До начала учения (тренировки) посредники изучают порядок его проведения, планирующие документы органа управления (подразделения), а также контролируют ход подготовки обучаемых к учению.
В ходе учения (тренировки) посредники осуществляют постоянный контроль за действиями обучаемых, осуществляют розыгрыш действий и наращивают обстановку в соответствии с замыслом (планом) учения (тренировки), либо по указанию начальника штаба (группы розыгрыша), объективно оценивают работу участников (обучаемых), в особенности их практические действия. В сроки, установленные руководителем, представляют материал в разбор, готовят и проводят частные разборы.
Посредническому аппарату категорически запрещается вмешиваться в действия обучаемых, если они не ведут к нарушению требований безопасности, срыву плановых мероприятий, не влекут за собой материальный ущерб и ущерб окружающей среде в районе проведения учения (тренировки). Влияние на содержание решений, принимаемых обучаемыми, порядок их выполнения, организацию управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения может осуществляться только наращиванием обстановки и розыгрышем действий с разрешения начальника штаба руководства.
Представители общественных объединений, осуществляющие деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, привлекаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Аппарату руководства, посредникам и представителям общественных объединений запрещается раскрывать обучаемым замысел учения (тренировки), план проведения учения (тренировки) и план наращивания обстановки.
Подготовка аппарата руководства осуществляется в целях выработки единого понимания замысла, целей и задач учения (тренировки), способов их достижения и выполнения своих обязанностей при отработке учебных вопросов.
Подготовка осуществляется как самостоятельно, так и в ходе инструкторско-методических занятий.
2.2. Определение исходных данных.
Подготовка исходных данных заключается в определении темы, целей, этапов, учебных вопросов, состава участников, сроков и мест проведения учения (тренировки).
Цели учения (тренировки) руководитель учения определяет исходя из содержания и характера темы учения (тренировки), состава и уровня подготовки его участников (обучаемых).
Количество целей должно быть ограничено, что позволит сосредоточить внимание на отработке главных вопросов учения (тренировки). Примеры: "Оценка готовности...", "Обучение...", "Выявление проблемных вопросов...", "Исследование...", "Проверка реальности планов (алгоритмов)..." и др.
Состав обучаемых определяется в зависимости от темы учения (тренировки) и отрабатываемых вопросов.
В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планирующих документов, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на учения (тренировки) целесообразно привлекать максимально возможное количество соответствующих органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС(ГО).
В соответствии с исходными данными и указаниями руководителя учения (тренировки) осуществляется разработка документов, определяющих порядок подготовки и проведения учения (тренировки) (приложение N 1). Они подразделяются на организационные документы и документы, обеспечивающие проведение учения (тренировки). Примерные формы документов представлены в приложении N 2.
Организационные документы утверждаются руководителем учения (тренировки), документы, обеспечивающие проведение учения (тренировки) подписываются начальником (заместителем начальника) штаба руководства и утверждаются руководителем или заместителем руководителя учения.
К организационным документам относятся:
приказ (распоряжение) об организации подготовки и проведения учения (тренировки);
календарный план подготовки учения (тренировки);
организационные указания привлекаемым органам управления и силам по подготовке к учению (тренировке).
К документам, обеспечивающим проведение учения (тренировки), относятся:
замысел проведения учения (тренировки) на карте с пояснительной запиской;
оперативное задание обучаемым;
план проведения учения (тренировки);
план наращивания обстановки с приложением комплекта вводных;
план проведения практических мероприятий с приложением необходимых карт, схем учебных точек, расстановки сил и средств, проведения практических мероприятий и др.;
таблица сигналов (команд) управления;
схема организации связи (распоряжение по связи);
инструкция по мерам безопасности при проведении практических мероприятий;
справочные материалы: списки руководящего состава, списки обучаемых органов управления, состав сил и средств, обеспеченность персонала средствами защиты, перечень и характеристика опасных производств, характеристики опасных грузов, метеоданные, методики и программы для оценки последствий ЧС и др.
Приказ (распоряжение) о подготовке и проведении учения (тренировки) издается не позднее, чем за месяц до его начала.
В нем указываются: тема, сроки проведения, состав участников, состав аппарата руководства, задачи должностным лицам по подготовке учения, основные вопросы всестороннего обеспечения аппарата руководства, участников учения (тренировки) и другие вопросы.
В качестве приложения к приказу (или в виде самостоятельного документа) разрабатывается календарный план подготовки, в котором отражается перечень мероприятий по подготовке к учению (тренировке), ответственные исполнители и сроки выполнения. Мероприятия плана распределены по разделам: проведение организационных мероприятий, разработка документов, подготовка аппарата руководства, подготовка участников (обучаемых), подготовка учебных мест.
Замысел является одним из важнейших документов, разрабатываемых штабом руководства при подготовке учения (тренировки). На основе замысла готовятся все остальные документы учения.
Замысел разрабатывается на карте (плане, схеме объекта) с приложением пояснительной записки. В нем отражаются направление сосредоточения основных усилий, формы и способы действий, распределение сил и средств по этапам учения.
тема, учебные цели, время проведения учения, состав участников;
исходная обстановка - пункты управления, районы (места) дислокации (размещения) сил и средств РСЧС и ГО (в зависимости от темы проведения учения), зоны разрушений, маршруты эвакуации, приемные эвакопункты, пункты временного размещения, зоны возможного катастрофического затопления, радиационная, химическая и биологическая обстановка вследствие аварий на потенциально опасных объектах и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов;
этапы, их наименование, продолжительность, основные учебные вопросы и время для их отработки;
места проведения (учебные точки) на каждом этапе учения (при необходимости указываются места проведения ТСУ, проводимых в рамках КШУ).
В пояснительной записке к замыслу указываются: состав участников учения и их задачи; время, место и порядок проведения; исходная обстановка; порядок проведения учения (наименование этапов, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени); частная обстановка по каждому этапу учения; учебные вопросы и порядок их отработки; практические мероприятия; организация руководства учением.
План проведения учения (тренировки) является основным документом, в котором устанавливается последовательность отработки учебных вопросов.
Порядок проведения излагается поэтапно в виде развернутой таблицы. На каждом этапе определяются учебные вопросы и отводимое на них время. Обстановка излагается в виде вводных.
План проведения учения (тренировки) должен быть утвержден не позже чем за две недели до начала учения (тренировки).
При разработке плана следует правильно распределить время на отработку учебных вопросов. В первую очередь необходимо руководствоваться временем, планируемым на выполнение отдельных мероприятий в планирующих документах по РСЧС и ГО.
Организационные указания разрабатываются в соответствии с замыслом (планом проведения) и календарным планом подготовки учения (тренировки) и доводятся до участников (обучаемых) не позднее одного месяца до начала учения (тренировки). В них указываются: этапы проведения, учебные цели, привлекаемые органы управления и силы, порядок отработки учебных вопросов, руководитель (заместители руководителя) учения, а также мероприятия, которые необходимо выполнить заблаговременно.
Оперативное задание является исходным документом для обучаемых и предназначено для ввода их в обстановку к началу учения (тренировки) и проведения подготовительных мероприятий. Оно разрабатывается для всех органов управления (подразделений), привлекаемых на учение (тренировку).
Основными разделами оперативного задания являются: общая обстановка, частная обстановка, справочные данные и задачи органам управления и силам, привлекаемым к учениям. В них указываются: параметры обстановки, принимаемые ограничения и допущения, порядок взаимодействия с вышестоящим органом управления и другими участниками учения (тренировки), порядок представления донесений и докладов, а также другие уточняющие задачи по порядку действий в ходе учения (тренировки).
План наращивания обстановки является документом, определяющим содержание и порядок доведения вводных в соответствии с планом проведения учения (тренировки). В нем указываются: время доведения информации (вводных), ее содержание, кто доводит, в роли кого и кому доводится информация. При этом информация по обстановке передается из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях.
План проведения практических мероприятий (план полетов и перелетов воздушных судов) разрабатывается в целях качественного планирования практических мероприятий, определения объема и порядка проведения. В нем указываются: содержание мероприятий, время и место проведения, руководитель практических мероприятий, применяемые силы и средства, ответственные за подготовку, проведение и контроль за исполнением.
План организации и проведения исследований разрабатывается для целенаправленного проведения исследований в ходе учения (тренировки). В нем излагаются: тема, цели, задачи и проблемные вопросы исследований, ответственные исполнители за исследование конкретных вопросов, порядок организации исследований до начала и в ходе учения, порядок представления донесений и обобщение результатов исследований. К плану исследований прилагается расчет состава исследовательских групп.
2.4. Подготовка участников (обучаемых).
Подготовка участников (обучаемых) представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечить успешное достижение целей учения (тренировки).
Она осуществляется заблаговременно, самостоятельно, на плановых занятиях, а также на дополнительных занятиях, сборах и тренировках, проводимых в период непосредственной подготовки к учению (тренировке).
Цель подготовки состоит в изучении нормативных документов в области ГО и защиты населения от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, алгоритмов действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС, функциональных обязанностей.
В обязательном порядке участникам (обучаемым) доводятся требования безопасности при выполнении мероприятий в ходе учения (тренировки).
2.5. Подготовка мест проведения учения (тренировки).
Качество проведения учения (тренировки) во многом зависит от подготовки районов (мест) его проведения.
При подготовке районов (мест) проведения учения (тренировки) особое внимание уделяется проверке состояния пунктов управления, их инженерного оборудования, укомплектованности средствами связи, вычислительной и оргтехникой и другим имуществом, необходимым для выполнения задач в ходе проведения учения (тренировки).
Важно понимать, что задействованные в учении (тренировке) каналы связи и оповещения не должны затруднять работу оперативных служб по реагированию на реальные ЧС. При недостаточном количестве существующих каналов связи и оповещения, должно быть проведено дооснащение пунктов управления (в том числе запасных и подвижных) техникой и средствами связи.
Основная цель подготовки мест проведения практических мероприятий (натурных участков) заключается в создании обстановки, приближенной к действительности. Определение необходимого объема работ проводится в ходе рекогносцировки.
При необходимости осуществляется дооборудование (доукомплектование) натурных участков инженерными сооружениями, средствами имитации и др., соответствующими замыслу и обстановке учения (тренировки). Отдельные элементы (особенно второстепенные), могут обозначаться знаками и указателями.
Подготовка обязательно включает проведение мероприятий, исключающих угрозу жизни и здоровью людей, причинение материального ущерба и ущерба окружающей среде, нарушение производственной деятельности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей