Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 октября 2021 г. N 1878

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"

Изложить государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" в следующей редакции:

"Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 апреля 2014 г. N 308

(в редакции постановления

Правительства Российской Федерации

от 30 октября 2021 г. N 1878)

КОМПЛЕКСНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"

Стратегические приоритеты в сфере реализации

комплексной государственной программы Российской Федерации

"Социально-экономическое развитие Дальневосточного

федерального округа"

1. Оценка текущего состояния социально-экономического

развития Дальневосточного федерального округа

Дальневосточный федеральный округ включает Республику Бурятия и Республику Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ. При этом Чукотский автономный округ и 13 улусов Республики Саха (Якутия) относятся также к Арктической зоне Российской Федерации.

Административной столицей Дальневосточного федерального округа является г. Владивосток. Площадь территории Дальневосточного федерального округа составляет 6953 тыс. кв. километров (41 процент общей площади территории Российской Федерации), численность населения - 8169 тыс. человек (5,6 процента общей численности населения Российской Федерации). Протяженность государственной границы составляет 29320,9 километра, в том числе 6320,9 километра - сухопутная государственная граница с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой, 23 тыс. километров - морская государственная граница (с акваторией по Северному Ледовитому океану) с Японией и Соединенными Штатами Америки.

Территориальной спецификой Дальнего Востока является преобладание населенных пунктов с низкой численностью населения. На Дальнем Востоке имеется 1834 населенных пункта, в том числе:

1614 населенных пунктов с численностью населения до 5 тыс. человек;

108 населенных пунктов с численностью населения от 5 до 10 тыс. человек;

64 населенных пункта с численностью населения от 10 до 20 тыс. человек;

29 населенных пунктов с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек;

7 населенных пунктов с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек;

12 населенных пунктов с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

К ключевым конкурентным преимуществам Дальневосточного федерального округа относятся:

экономико-географическое положение в непосредственной близости к самому большому в мире и быстрорастущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона;

наличие крупнейших в мире запасов природных ресурсов, которые могут стать базой для новых масштабных производств, в том числе 81 процент запасов алмазов, 51 процент леса, 37 процентов пресной воды, 33 процента водных биоресурсов, 44 процента золота, 27 процентов газа и 17 процентов нефти;

ключевое расположение в естественном транспортном коридоре между Азией и Европой. По территории Дальневосточного федерального округа проходят крупнейшие в мире железнодорожные магистрали - Байкало-Амурская и Транссибирская - с суммарной провозной способностью более 100 млн. тонн. Здесь расположено 29 морских портов, на долю которых приходится четверть грузооборота российских портов. Через Дальний Восток пролегает самый короткий морской путь из Азии в Европу - Северный морской путь, имеющий конкурентные преимущества при перевозках грузов из Северо-Восточной Азии в Европу;

создание нового отечественного гражданского космодрома "Восточный" в Амурской области, который обеспечит независимость космической деятельности Российской Федерации, активизирует исследовательскую, научно-техническую и производственную сферы Дальнего Востока;

наличие научно-образовательного потенциала, представленного научными центрами Дальневосточного отделения Российской академии наук и Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, а также 2 федеральных университетов - Дальневосточного и Северо-Восточного;

функционирование 57 научных организаций и 35 образовательных организаций высшего образования, в которых развивается сектор научных исследований и разработок;

значительный удельный вес обучающейся молодежи в общей численности населения, составляющий 17,1 процента (1,4 млн. человек), что на 1,5 процента выше среднероссийского уровня;

развитие крупнейших промышленных центров в области авиа-, судо- и автомобилестроения и нефтегазохимии, а именно: в г. Комсомольске-на-Амуре выпускаются многоцелевые, сверхманевренные истребители СУ-30 и СУ-35, развернуто серийное производство многоцелевого истребителя пятого поколения (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации) и осуществляется сборка ближнемагистрального самолета "Сухой Суперджет 100"; в г. Арсеньеве работает одно из крупнейших предприятий оборонного комплекса, выпускающее современные типы вертолетов и обладающее уникальными авиационными и ракетостроительными технологиями; в г. Владивостоке открыто производство автомобилей известных японских брендов; в г. Большой Камень реализуется крупнейший проект - строительство судостроительного комплекса "Звезда" с проектной мощностью по строительству танкеров дедвейтом до 250 тыс. тонн, крупнотоннажных судов ледового класса и элементов морских платформ; в Амурской области формируется новый уникальный центр газопереработки и газохимии, сопоставимый по мощности с ведущими нефтегазохимическими центрами мира. В активной стадии строительство одного из крупнейших в стране и мире Амурского газоперерабатывающего завода. В ближайшее время начнется строительство газохимического комплекса и завода по производству метанола мощностью 1 млн. тонн в год.

Факторами, сдерживающим социально-экономическое развитие Дальнего Востока, считаются:

сокращение численности населения в результате продолжающегося миграционного оттока. За 29 лет численность населения сократилась в 1,3 раза - с 10,4 млн. человек в 1991 году до 8,1 млн. человек в 2020 году. Несмотря на сокращение миграционного оттока населения, число жителей Дальневосточного федерального округа ежегодно уменьшается на 0,3 - 0,5 процента;

низкий уровень обеспеченности транспортной и социальной инфраструктурой. Основные показатели развития транспортной, социальной, жилищно-коммунальной и коммуникационной инфраструктуры Дальнего Востока существенно ниже среднероссийских. Не обеспечена доступность медицинской помощи, образования, услуг учреждений культуры и спорта в удаленных и сельских населенных пунктах;

высокие тарифы на энергетические ресурсы и услуги инфраструктурных компаний, которые являются существенным препятствием для развития бизнеса и привлечения инвестиций на Дальнем Востоке.

В настоящее время разработаны и запущены такие новаторские механизмы, как территории опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, механизм бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, снижение тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей Дальнего Востока, приоритизация государственных программ Российской Федерации и программ государственных компаний в интересах развития Дальнего Востока, реализация планов социального развития центров экономического роста, льготная ипотека по ставке 2 процента годовых для молодых семей и участников программы "Дальневосточный гектар", Восточный экономический форум, электронная виза для иностранных граждан, прибывающих в свободный порт Владивосток, инвестиционные квоты на вылов рыбы, субсидирование процентных ставок по кредитам инвесторов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, льготное финансирование крупных инвестиционных проектов и субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными показателями уровня развития инвестиционного климата макрорегиона и применения новой модели опережающего развития Дальнего Востока начиная с 2014 года можно считать следующие позитивные тенденции:

в период с 2014 по 2019 год промышленное производство на Дальнем Востоке выросло на 31,5 процента;

с 2017 года переломлен тренд снижения инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке, в 2017 - 2019 годах рост инвестиций составил 21,3 процента;

в 2014 - 2019 годах на Дальний Восток привлечено инвестиций в размере 34,3 млрд. долларов США, или 26,3 процента прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику Российской Федерации;

на Дальнем Востоке начата реализация более 2468 новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 4,46 трлн. рублей и созданием более 186 тыс. новых рабочих мест;

в рамках новых механизмов развития на Дальнем Востоке реализовано 330 инвестиционных проектов, инвесторами фактически вложено 1,24 трлн. рублей, создано 51,8 тыс. рабочих мест.

Основными результатами реализации вышеуказанных механизмов в рамках комплексной государственной программы являются:

создание и развитие 22 территорий опережающего социально-экономического развития;

обеспечение к 1 января 2020 г. накопленного объема инвестиций инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе (без учета бюджетных инвестиций) в объеме 800,74 млрд. рублей;

создание к 1 января 2020 г. на территории Дальнего Востока 48,86 тыс. рабочих мест;

запуск с 2018 года специальной программы социального обустройства новых центров экономического роста, в рамках которой на Дальнем Востоке строится и модернизируется более 700 общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, больниц, домов культуры, спортивных комплексов и объектов коммунального хозяйства.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики

в части социально-экономического развития Дальневосточного

федерального округа, в том числе общие требования к политике

субъектов Российской Федерации

Приоритеты государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" (далее - комплексная государственная программа) определены в следующих стратегических документах:

Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока";

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;

Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р;

Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р.

Одной из ключевых особенностей социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа является преобладание точечного расселения и размещения производительных сил. Исходя из этого реализация приоритетов государственной политики по развитию Дальневосточного федерального округа также должна носить точечный характер, учитывать транспортно-логистические характеристики дальневосточных территорий и потенциал внешнеэкономического взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Соответственно, целеполагание развития экономики в Дальневосточном федеральном округе должно быть основано на экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона готовых товаров (работ, услуг), производимых на территории Дальневосточного федерального округа, создании конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, в том числе иностранных, росте деловой активности, развитии малого и среднего предпринимательства, создании конкурентоспособных территорий опережающего развития. Предусмотрена реорганизация системы управления социально-экономическим развитием Дальневосточного федерального округа для ее приведения в соответствие с задачами опережающего развития восточных территорий Российской Федерации.

Сформированы следующие приоритеты государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы:

создание в Дальневосточном федеральном округе конкурентоспособных (в сравнении с соседними странами Азиатско-Тихоокеанского региона) условий ведения хозяйственной деятельности, необходимых для опережающего развития экономики и социальной сферы;

обеспечение крупномасштабного притока инвестиций в проекты, осуществляемые на территории Дальневосточного федерального округа;

развитие инфраструктуры для обеспечения реализации инвестиционных проектов и создания новых рабочих мест;

увеличение объема экспортных сделок организаций Дальневосточного федерального округа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

закрепление населения в восточных регионах страны на основе повышения уровня жизни, развития человеческого капитала и создания новых рабочих мест;

реализация планов развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформулированы следующие цели комплексной государственной программы:

повышение уровня социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа путем создания 153,5 тыс. рабочих мест и вложения инвестиций в объеме 3207,7 млрд. рублей накопленным итогом к 2030 году;

достижение к 2030 году коэффициента естественного прироста населения 3,4 процента и постоянной численности населения - 8398,7 тыс. человек в Дальневосточном федеральном округе;

реализация планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и планов социально-экономического развития отдельных городов (г. Комсомольск-на-Амуре, г. Свободный Амурской области, городской округ Большой Камень Приморского края).

С учетом специфики комплексной государственной программы, предусматривающей социально-экономическое развитие конкретных территорий, достижение целей комплексной государственной программы будет обеспечиваться не только посредством реализации мероприятий комплексной государственной программы, но и мероприятий отраслевых государственных программ Российской Федерации.

Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации комплексной государственной программы заключаются в том числе в обеспечении сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений по опережающему социально-экономическому развитию.

Достижение целей комплексной государственной программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального развития как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Деятельность субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, оказывает существенное влияние на результаты реализации комплексной государственной программы. В частности, указанные субъекты Российской Федерации должны обеспечить реализацию следующих мероприятий:

выполнение обязательств по созданию территорий опережающего социально-экономического развития и обеспечению их необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (в соответствии с соглашениями о создании территорий опережающего социально-экономического развития);

обеспечение необходимого уровня софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, финансирование которых осуществляется в том числе за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;

достижение установленных значений результатов предоставления межбюджетных трансфертов, которые должны соответствовать утвержденным индикаторам федеральных целевых программ или государственных программ Российской Федерации, и выполнение иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;

обеспечение эффективного и результативного использования бюджетных средств;

соблюдение условий соглашений, заключаемых между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и высшими должностными лицами (высшими исполнительными органами государственной власти) субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, о предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Условием предоставления межбюджетных трансфертов является наличие в планах социального развития центров экономического роста, утвержденных высшими должностными лицами (высшими исполнительными органами государственной власти) таких субъектов Российской Федерации, мероприятий, включение которых в указанные планы одобрено на заседании президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.

Координация и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в ходе реализации комплексной государственной программы будут обеспечиваться путем:

организации и проведения международных, всероссийских и региональных мероприятий;

информационно-разъяснительного сопровождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по вопросам, относящимся к сфере реализации комплексной государственной программы;

взаимного обмена информацией по вопросам, относящимся к сфере реализации комплексной государственной программы, Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" и иных государственных программ Российской Федерации;

мониторинга со стороны Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики соблюдения субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, условий соглашений, заключаемых между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и высшими должностными лицами (высшими исполнительными органами государственной власти) указанных субъектов Российской Федерации, о предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

3. Задачи государственного управления и способы

их эффективного решения в сфере социально-экономического

развития Дальневосточного федерального округа

Задача опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа носит комплексный характер и может быть решена только на основе скоординированности мероприятий, реализуемых различными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также крупнейшими компаниями.

Для достижения целей комплексной государственной программы будут решены следующие задачи:

формирование и развитие в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций;

содействие реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе;

привлечение инвестиционных и трудовых ресурсов в Дальневосточный федеральный округ;

организационно-правовое обеспечение ускоренного развития Дальневосточного федерального округа, развитие отдельных территорий и центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов.

Решение указанных задач комплексного социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа будет осуществляться в том числе следующими способами:

создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития, конкурентоспособных по условиям ведения бизнеса с ключевыми центрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

развитие свободного порта Владивосток;

поддержка инвестиционных проектов, практическая реализация которых значима для развития Дальневосточного федерального округа;

проведение Восточного экономического форума;

обеспечение приоритетного характера финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Дальневосточного федерального округа в рамках государственных программ Российской Федерации, направленное на опережающее комплексное социально-экономическое развитие как отдельных территорий Дальневосточного федерального округа, так и в целом территории Дальневосточного федерального округа;

создание необходимых условий для предоставления земельных участков в рамках программы "Дальневосточный гектар" гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование на территории Дальневосточного федерального округа в целях стимулирования предпринимательской и иной деятельности;

реализация мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

подготовка предложений по реализации национальных проектов на территории Дальневосточного федерального округа, разработанных в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока".

4. Задачи, определенные в соответствии с национальными

целями развития Российской Федерации

Реализация комплексной государственной программы оказывает косвенное влияние на достижение определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" национальных целей развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" (по показателю "обеспечение устойчивого роста численности Российской Федерации"), "Комфортная и безопасная среда для жизни" (по показателю "улучшение качества городской среды в полтора раза"), "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" (по показателям "реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", "увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых").

В комплексную государственную программу включены косвенно влияющие на достижение указанных целей показатели "количество созданных на территории Дальневосточного федерального округа рабочих мест в результате реализации мероприятий комплексной государственной программы (нарастающим итогом)", "накопленный объем инвестиций инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе (без учета бюджетных инвестиций) (нарастающим итогом)", "численность постоянного населения Дальневосточного федерального округа на 1 января", "уровень реализации планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа", "уровень достижения показателей планов социально-экономического развития отдельных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в части мероприятий, ответственным исполнителем которых является Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (г. Комсомольск-на-Амуре, г. Свободный Амурской области, городской округ Большой Камень Приморского края)".

5. Задачи обеспечения достижения показателей

социально-экономического развития субъектов Дальневосточного

федерального округа, входящих в состав приоритетной

территории Арктической зоны Российской Федерации

К Арктической зоне Российской Федерации отнесены 2 субъекта Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, - Республика Саха (Якутия) (территории Абыйского улуса (района), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района) и Эвено-Бытантайского национального улуса (района) и Чукотский автономный округ.

Основными задачами по развитию Арктической зоны Российской Федерации являются:

обеспечение конкурентоспособных условий на территории Арктической зоны Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, создания новых рабочих мест и привлечения трудовых ресурсов в Арктическую зону Российской Федерации;

обеспечение повышения качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации.

Ключевым направлением развития арктических территорий является создание преференциальных режимов для инвестиционной деятельности, в том числе создание территорий опережающего социально-экономического развития с установлением особых правовых режимов осуществления предпринимательской и иной деятельности на таких территориях в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", а также аналогичных правовых режимов, таких как свободный порт Владивосток и поддержка предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны.

В Чукотском автономном округе в Арктической зоне Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе создана территория опережающего социально-экономического развития "Чукотка", которая представляет собой крупнейший горнодобывающий экспортно ориентированный кластер, в состав которого входят:

крупнейшие месторождения высококачественного каменного угля Амаамской и Верхне-Алькатваамской площадей Беринговского угольного бассейна с общими запасами около 1 млрд. тонн;

нефтегазоносные провинции;

Корякская металлогеническая провинция (медь, золото, платиноиды, редкоземельные металлы, уран).

Развитие территории опережающего социально-экономического развития "Чукотка" позволит привлечь дополнительных резидентов, осуществляющих инвестиционные проекты по добыче и переработке природного газа и нефти, что в свою очередь позволит удовлетворить потребности Чукотского автономного округа в энергоносителях и отказаться от дорогостоящего северного завоза нефтепродуктов.