Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.
Стратегическое направление является основным документом стратегического планирования в области цифровой трансформации и скоординировано с реализацией следующих основных документов стратегического планирования:
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
новые производственные технологии;
новые коммуникационные интернет-технологии;
технологии виртуальной и дополненной реальности.
Указанные сквозные цифровые технологии будут применены в целях обеспечения достижения "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в рамках национальной цели "Цифровая трансформация", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В рамках стратегического направления будет осуществлена реализация 5 ключевых экосистемных проектов в целях цифровой трансформации по следующим укрупненным направлениям:
инновации в организации производства;
инновации в государственном управлении.
Формирование эффективной инфраструктуры и системы поддержки внедрения российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов (проект "Умное производство") связано с наличием следующих проблем на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности (далее - предприятия):
низкая производительность труда;
нерациональное использование ресурсов, высокая себестоимость производимой продукции;
низкая эффективность производственных мощностей;
длительный процесс вывода продукции на рынок;
высокая стоимость владения промышленной продукцией;
высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек.
В результате реализации проекта "Умное производство" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
повышение эффективности использования основных фондов, сырья и материалов;
расширение технологических, производственных и сбытовых возможностей предприятий;
обеспечение доступности информации о технологических и производственных возможностях предприятий;
повышение доли предприятий, использующих технологии предиктивной аналитики и промышленного интернета вещей;
разработка и внедрение российского инженерного программного обеспечения и цифровых платформ по ключевым классам (например, CAD/CAE/CAM/PLM/MES/PDM/MDM);
установление условий допуска иностранного инженерного программного обеспечения при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при закупках российского программного обеспечения).
В результате реализации проекта "Цифровой инжиниринг" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
сокращение срока вывода промышленной продукции на рынок;
создание универсальных маркетплейсов с ресурсами для создания и реализации продукции (от идеи до рынка);
формирование единых форматов данных (библиотек);
создание референтных архитектур;
повышение доли предприятий, использующих технологии "цифровых двойников".
Переход к кастомизированной промышленной продукции и "ремонту по состоянию" (проект "Продукция будущего") связан с наличием следующих проблем на предприятиях:
длительный процесс вывода продукции на рынок;
высокая доля брака и высокая стоимость владения промышленной продукцией.
В результате реализации проекта "Продукция будущего" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
переход к модели гибкого конвейерного производства (производство кастомизированной промышленной продукции "под клиента");
внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода от "ремонта по регламенту" к "ремонту по состоянию" (SCADA, EAM и др.);
внедрение сервисной модели реализации промышленной продукции;
обеспечение широкого доступа к технологиям (к эффекту от цифровых технологий).
Формирование новой модели занятости в промышленности (проект "Новая модель занятости") связано с наличием следующих проблем на предприятиях:
низкая производительность труда;
нерациональное использование ресурсов.
В результате реализации проекта "Новая модель занятости" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
создание биржи компетенций в целях увеличения удельного веса интеллектуального труда человека в производственном процессе эффективного использования человеческого капитала в промышленной сфере;
создание сервисов, нивелирующих нехватку необходимых для цифровой трансформации компетенций и позволяющих обеспечить повышение производительности труда.
Переход к цифровому государственному управлению (в соответствии с ведомственной программой цифровой трансформации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18 августа 2021 г. N 27) связан с наличием следующих проблем, с которыми сталкиваются предприятия при взаимодействии с органами исполнительной власти:
отсутствие проактивного управления;
нерациональное использование ресурсов;
потребность в точных и оперативно обновляемых данных.
В результате реализации стратегического направления будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
переход к оказанию услуг государственной поддержки с использованием инфраструктуры специализированных цифровых платформ, обеспечивающих эффективную навигацию и возможность построения специализированных траекторий поддержки конкретных участников;
создание межотраслевых моделей данных (отраслевых дата-сетов для использования предприятиями и ИТ-компаниями);
формирование системы перехода от традиционной статистики к технологии обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей