Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.

Стратегическое направление является основным документом стратегического планирования в области цифровой трансформации и скоординировано с реализацией следующих основных документов стратегического планирования:

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

искусственный интеллект;

новые производственные технологии;

робототехника и сенсорика;

новые коммуникационные интернет-технологии;

интернет вещей;

технологии виртуальной и дополненной реальности.

Указанные сквозные цифровые технологии будут применены в целях обеспечения достижения "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в рамках национальной цели "Цифровая трансформация", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

В рамках стратегического направления будет осуществлена реализация 5 ключевых экосистемных проектов в целях цифровой трансформации по следующим укрупненным направлениям:

инновации в организации производства;

технологические инновации;

продуктовые инновации;

инновации в сфере кадров;

инновации в государственном управлении.

Формирование эффективной инфраструктуры и системы поддержки внедрения российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов (проект "Умное производство") связано с наличием следующих проблем на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности (далее - предприятия):

низкая производительность труда;

нерациональное использование ресурсов, высокая себестоимость производимой продукции;

низкая эффективность производственных мощностей;

высокая доля брака;

длительный процесс вывода продукции на рынок;

высокая стоимость владения промышленной продукцией;

высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек.

В результате реализации проекта "Умное производство" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

повышение эффективности использования основных фондов, сырья и материалов;

расширение технологических, производственных и сбытовых возможностей предприятий;

обеспечение доступности информации о технологических и производственных возможностях предприятий;

повышение доли предприятий, использующих технологии предиктивной аналитики и промышленного интернета вещей;

разработка и внедрение российского инженерного программного обеспечения и цифровых платформ по ключевым классам (например, CAD/CAE/CAM/PLM/MES/PDM/MDM);

установление условий допуска иностранного инженерного программного обеспечения при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при закупках российского программного обеспечения).

В результате реализации проекта "Цифровой инжиниринг" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

сокращение срока вывода промышленной продукции на рынок;

создание универсальных маркетплейсов с ресурсами для создания и реализации продукции (от идеи до рынка);

формирование единых форматов данных (библиотек);

создание референтных архитектур;

повышение доли предприятий, использующих технологии "цифровых двойников".

Переход к кастомизированной промышленной продукции и "ремонту по состоянию" (проект "Продукция будущего") связан с наличием следующих проблем на предприятиях:

длительный процесс вывода продукции на рынок;

высокая доля брака и высокая стоимость владения промышленной продукцией.

В результате реализации проекта "Продукция будущего" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

переход к модели гибкого конвейерного производства (производство кастомизированной промышленной продукции "под клиента");

внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода от "ремонта по регламенту" к "ремонту по состоянию" (SCADA, EAM и др.);

внедрение сервисной модели реализации промышленной продукции;

обеспечение широкого доступа к технологиям (к эффекту от цифровых технологий).

Формирование новой модели занятости в промышленности (проект "Новая модель занятости") связано с наличием следующих проблем на предприятиях:

низкая производительность труда;

нерациональное использование ресурсов.

В результате реализации проекта "Новая модель занятости" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

создание биржи компетенций в целях увеличения удельного веса интеллектуального труда человека в производственном процессе эффективного использования человеческого капитала в промышленной сфере;

создание сервисов, нивелирующих нехватку необходимых для цифровой трансформации компетенций и позволяющих обеспечить повышение производительности труда.

Переход к цифровому государственному управлению (в соответствии с ведомственной программой цифровой трансформации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18 августа 2021 г. N 27) связан с наличием следующих проблем, с которыми сталкиваются предприятия при взаимодействии с органами исполнительной власти:

отсутствие проактивного управления;

нерациональное использование ресурсов;

потребность в точных и оперативно обновляемых данных.

В результате реализации стратегического направления будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

переход к оказанию услуг государственной поддержки с использованием инфраструктуры специализированных цифровых платформ, обеспечивающих эффективную навигацию и возможность построения специализированных траекторий поддержки конкретных участников;

создание межотраслевых моделей данных (отраслевых дата-сетов для использования предприятиями и ИТ-компаниями);

формирование системы перехода от традиционной статистики к технологии обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.

Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.